Жилые помещения для детей сирот

Содержание

Детей-сирот могут лишить жилья?

Жилые помещения для детей сирот

Novostroy.ru: Какими законодательными актами и статьями сегодня регулируется процесс получения сиротами жилья?

Николай Слабжанин, национальный директор Российского комитета «Детские деревни – SOS»: Если говорить в целом о бесплатном обеспечении жильем, то это право граждан закреплено в Конституции: “Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами” (часть 3 статьи 40). Более детально эти правила разработаны в Жилищном кодексе.

Социальная поддержка непосредственно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч.

и обеспечение их жильём, регламентируется соответствующим федеральным законом (№159-ФЗ), в статье 8 которого сказано, что после достижения совершеннолетия сиротам «однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда» – в случае, если у них нет своего жилья. Делать это должны исполнительные власти субъекта Федерации – за счет своего регионального бюджета и субсидий из федерального центра.

Ильмира Киш, заместитель директора по экспертной работе Благотворительного фонда «Образ жизни»: Отдельные нормы содержатся в Жилищном кодексе Российской Федерации, в частности, в статье 92, закрепляющей виды жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2018 года № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. До принятия этого Постановления в каждом регионе существовал свой порядок ведения списка.

Поскольку вопрос обеспечения жильем детей-сирот находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на уровне регионов принимаются нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру обеспечения этим правом.

Novostroy.ru: Почему даже после наступления совершеннолетия многие сироты не получают обещанных квартир? Опишите основные проблемы в рамках данного вопроса.

Н.С.: Очередь на данный момент составляет 191 тыс выпускников, она выросла за прошлый год примерно на 9 тыс человек. Это связано не только с тем, что не все региональные бюджеты одинаково богаты, и, соответственно, в бедных регионах и жилья строится меньше.

Взаимосвязанная проблема – относительно низкая стоимость жилья «социального назначения», если сравнивать с коммерческой недвижимостью или элитным жильём. Строить муниципальное жилье не всегда выгодно для застройщиков.

Поэтому часто власти объявляют тендеры, а застройщики просто игнорируют их.

В ряде регионов приходится возвращать неиспользованные средства в федеральный бюджет, так как они вовремя не были освоены, либо соответствующее жилье не было найдено.

Строить жильё для детей-сирот нужно в рамках специальных федеральных программ, – даже, возможно, нацпроекта – под управлением федерального Министерства строительства. А сейчас за обеспечение сирот жильем отвечают не строители, а региональные власти.

И.К.: В качестве основных проблем можно выделить следующие:

1. Несоблюдение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

– вовремя не установлен статус ребенка, оставшегося без попечения родителей и, как следствие, невозможность быть признанным нуждающимся в предоставлении жилья без установления данного юридического факта;
– неправильно проведена оценка факта возможности проживания в имеющемся у ребенка на правах собственности или социального найма жилье.

2. Совершеннолетний дееспособный не всегда обладает информацией о том, что имеет право на предоставление жилья, т.к. не имеет в силу многих причин необходимых знаний и компетенций и не в состоянии самостоятельно воспользоваться своим правом, если до его совершеннолетия этого не сделал его законный представитель.

3. Обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В ряде регионов строительство жилья, относящегося к спецжилфонду, идет недостаточными темпами из-за недостаточного финансирования.

Еще одна причина – в спецжилфонде регионов недостаточно жилья, соответствующего нормативам предоставления жилой площади на условиях социального найма.

Novostroy.ru: Минпросвещения предложило ужесточить правила получения жилья для данной категории граждан.

Речь идет о вводе ограничений на получение жилья для детей-сирот старше 23 лет, об усложнении процедуры постановки в очередь при переезде в другой город и об исключении некоторых категорий претендентов из списка.

К чему, по Вашему, способно привести закрепление подобной инициативы на уровне законодательства? Сократит ли это очереди на жилье?

Н.С.: Это борьба не с проблемой, а с пострадавшими от проблемы. По сути, речь об искусственном ограничении законных прав сирот.

То есть, это на какое-то время позволит формально сократить очереди, но никак не решит проблемы людей, которым негде жить, и не поможет увеличить количество доступного жилья.

Само Министерство просвещения говорит, что более 30% стоящих в очереди – это граждане старше 23-х лет. Но это же не значит, что им не нужна крыша над головой! Среди сирот есть и те, кто до 30 лет не может реализовать своё законное право на жильё.

Это нарушает статью 19 Конституции РФ, которая говорит о недескриминации по любому признаку перед законом и судом, и статью 18 Конституции РФ, в которой закреплено, что права и свободы являются непосредственно действующими, и не нужно их добиваться через суд.

Novostroy.ru: Каким образом проблемы с получением жилья влияют на жизнь детей-сирот после ухода из интерната и их социализацию?

Н.С.: Несомненно, отсутствие своего постоянного жилья не помогает нормальной социализации.

Это дополнительная проблема для молодого человека, и без того редко полностью готового к самостоятельной жизни.

Вместо того, чтобы заниматься построением правильной жизненной траектории – учиться, овладевать перспективной профессией и т.д., вчерашний ребёнок вынужден решать базовые вопросы безопасности.

Но здесь вопрос шире: насколько сирота подготовлен и социализирован на момент совершеннолетия? У детей, всю жизнь воспитывавшихся в специализированных учреждениях, вне семьи, уровень этой подготовки всегда ниже, потому что за них всё решают воспитатели и другие взрослые. Для такого сироты и своя квартира может оказаться не помощью в личностном становлении, а местом для «весёлой жизни» со случайными друзьями – с печальными последствиями, как правило…

В результате пандемии коронавируса проблема обостряется, так как выпускник, теряя работу, теряет средства для оплаты съёмного жилья. Если закрывается общежитие, проблема еще сложнее. Это проблема не только одного человека, но и его семьи. Поэтому число пострадавших от данной очереди в 1,5 -2,5 раза больше, чем 191 тысяча.

Многие эксперты говорят, что законопроекты имеют единственную цель: сократить социальные обязательства государства в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилыми помещениями – путем отказа от ранее установленных государственных гарантий прав указанных граждан на жилые помещения.

Да, проблему нужно решать, но не за счет людей, многие из которых годами ждут квартиру. В свое время большую их часть предали родители, а теперь получается, что они опять сталкиваются с тем, что их могут предать.

И.К.: Обеспеченность собственным жильем дает как материальную, так и эмоциональную уверенность выпускника в своих силах. Как правило, они трудоустроены не на самые высокооплачиваемые позиции, поэтому крайне важно, чтобы весь доход выпускника не уходил на вынужденную аренду жилья.

Источник: https://www.novostroy.ru/articles/interview/detey-sirot-mogut-lishit-zhilya/

Как получить жилье сироте: как встать в очередь, какие документы нужны

Жилые помещения для детей сирот

Дети-сироты это самая наиболее защищаемая законодательством категория граждан в нашей огромной стране. Предоставление жилья детям-сиротам – одна из главных обязанностей государства.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Итак, мы рассмотрим:

  • условия получения жилья сиротами;
  • какое именно жилище может быть предоставлено;
  • когда предоставляется жилплощадь.

Условия предоставления квартиры

Итак, для обретения квадратных метров нужно соблюсти ряд условий. Молодой человек, претендующий на жилище:

  • должен иметь статус сироты;
  • возраст от 18 до 23 лет;
  • обязан подать официальное заявление о выделении ему государством отдельной квартиры.

Рассмотрим подробнее данные условия.

Сирота, согласно закону, это тот, чьи родители:

  • погибли;
  • лишены родительских прав;
  • находятся в местах лишения свободы и не могут заботиться о ребенке;
  • признаны безвестно отсутствующими;
  • тяжело больны.

На какое жилье может рассчитывать ребенок-сирота

Существует несколько признаков, говорящих о том, что данная квартира подходит под определение социального жилья. Итак, какие квартиры дают сиротам:

  • она должна быть отдельной;
  • будущее место жительства подходит для проживания, благоустроено (электричество, водопровод, канализация, отопление);
  • важный момент – соблюдение необходимого метража;
  • место проживания должно находиться там, где зарегистрирован и проживает достигший совершеннолетия гражданин, либо там, где над ним оформлена опека.

Сроки предоставления жилья

В соответствии с законодательством, сирота подает заявление в местные органы самоуправления. Официальный срок рассмотрения – сорок календарных дней. После чего, если все документы предоставлены и заявление составлено правильно, выделяется социальное жилье и заключается договор. Однако, это идеальный вариант.

По факту, к сожалению, собственную квартиру часто приходится ждать не одно десятилетие. Проблемы обеспечения жильем детей-сирот заключаются в том, что средства на это выделяются из регионального бюджета и очень часто данных средств не хватает.

Сведения об очереди можно уточнить в том же госоргане, где подавалось заявление.

Как получить квартиру сироте

Что необходимо сделать гражданину, который желает приобрести квартиру по льготе? Для начала очень важно не пропустить срок подачи заявки для постановки на учет.

Его можно подать сразу после достижения 18-ти лет (либо ранее, при наличии полной дееспособности) и до 23 лет. После уже невозможно использовать свое право на получение квартиры.

Важно: если вы уже стоите в очереди и достигли 23 лет, ваше право остается неизменным. Главное – успеть подать заявление вовремя.

Порядок действий

Какие же шаги предпринять для постановки в очередь на получение квартиры. Предусмотрено много нюансов данной процедуры и очень важно грамотно и надлежащим образом заготовить все нужные бумаги. Иногда сообразнее обратиться в органы опеки и попечительства и получить помощь специалистов.

Какие документы нужны сироте для получения квартиры

Для получения жилья в компетентный госорган представляется личное заявление гражданина с приложением документов (список корректируется с учетом региона):

  • паспорт гражданина РФ;
  • справка о составе семьи (предоставляется оригинал);
  • подтверждение статуса сироты (например, свидетельства о смерти обоих родителей);
  • документ о подтверждении, что гражданин не обладает другим жильем;
  • справка с места работы или учебы;
  • при наличии — предоставление свидетельства о браке и о рождении детей.

Куда подаются документы на льготное получение жилья

И вот сбор документов закончен и льготник обращается со своим заявлением и набором документов в компетентные госорганы. Прежде чем запустить процесс получения социального жилья для молодых сирот, уточните, какой госорган в вашем регионе вправе решать данные вопросы и где в дальнейшем можно будет узнать об очереди на получение жилья.

Исковое заявление о предоставлении жилья детям-сиротам

В случае, когда вам отказано в рассмотрении заявления или предоставлении места проживания, можно обратиться с исковым заявлением в суд о предоставлении жилого помещения сироте. К исковому заявлению приложить копию заявления и ответ на него, если таковой имеется. Подобные меры помогают добиться выделения положенного сироте места проживания.

В каких случаях поселение в помещение признается невозможным

Выше уже говорилось, что жилище, выделенное по льготе, должно удовлетворять определенным требованиям. В противном случае его можно признать непригодным и поселение туда невозможно.

Также есть еще фактор, препятствующий выделению помещения – если у сироты в собственности или социальном найме имеется другое жилище. Тогда придется доказывать, что проживание в квартире невозможно, например, из-за нехватки метража.

Правовая защита собственности ребенка-сироты

Новшества в области выделения льготных квартир касаются прежде всего защиты собственности. К сожалению, раньше зачастую льготное жилье оказывалось в руках мошенников. Либо же молодой человек сразу продавал его с целью удовлетворения каких-либо минутных потребностей. Дабы избежать подобного, законодатель внес некоторые поправки.

Сирота обеспечивается квартирой путем заключения с муниципалитетом договора найма сроком на 5 лет. Затем договор может быть перезаключен еще на 5 лет, но только один раз. Когда срок действия договора заканчивается, заключается договор социального найма жилого помещения.

Если сирота уже имеет жилье

Бывает, потенциальный льготник обладает жильем. Но тем не менее может обзавестись льготным жильем, если:

  • жилище признано несоответствующим санитарным нормам и непригодным для проживания;
  • гражданин, обращающийся за жильем, проживает с тяжело больным, нуждающимся в уходе либо со своими родителями, лишенными родительских прав;
  • площадь жилого помещения не соотносимо меньше обязательных нормативов.

Как продать квартиру, полученную сиротой

Как уже говорилось, после выделения сироте жилого помещения, заключается специализированный договор социального найма на 5 лет. Затем подписывается обычный договор социального найма. Далее собственник может приватизировать квартиру и распорядиться ей по своему желанию, в том числе и продать.

Новые положения об обеспечении сирот жилплощадью

Как известно, законодательство совершенствуется, отвечая на потребности граждан.

Исключением не является и ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Главное нововведение — невозможность немедленного получения в собственность квартиры после ее выделения государством. Договор на 5 лет пусть не полностью, но в какой-то мере ограждает детей-сирот от действий мошенников.

Основными новшествами является то, что теперь с сиротой не сразу заключается договор социального найма, а только специализированный договор на 5 лет. Кроме того, выделяемое жилище должно соответствовать санитарным нормам.

Важные изменения также коснулись очереди в предоставлении жилья. Теперь, по новому закону после 23 лет сирота не лишается права на получение льготного жилья. Также теперь необходимо встать в очередь на получение жилья.

Вне очереди недвижимость получить невозможно.

Источник: https://opekarf.ru/sirotam/zhile-sirotam

Об обеспечении жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Жилые помещения для детей сирот

17 декабря 2019 13:50

Совещание

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Брифинг Татьяны Голиковой по завершении совещания

Вступительное слово Дмитрия Медведева: 

Совещание об обеспечении жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Мы договаривались обсудить вопрособеспечения жильём детей-сирот. Эту тему мы обсуждали и в Правительстве, и с Алексеем ЛеонидовичемКудриным я тоже это обсуждал.

Проблема носит застарелый характер. Такие дети по разнымпричинам остались без родителей, и очень часто, кроме как на государство, им рассчитывать не накого. Поэтому решения здесь нужно принимать. Вопрос в том, какие и за счётчего.

Нам предстоит в ближайшие годы обеспечитьжильём около 280 тысяч детей-сирот и детей, которые остались без попеченияродителей. Их число, конечно, не является жёстко фиксированным, оно меняется. Втакую очередь на жильё попадает ребёнок, которому исполнилось 14 лет.И по понятным причинам решается эта проблема в разных местах по-разному.

Ситуация далека, мягко говоря, от идеальной. Впоследние годы несколько усовершенствована была работа по этому направлению.

Теперь региональные власти должны следить за сохранностью квартир и домов,которые закреплены за детьми-сиротами, в случае если речь идёт о жилыхпомещениях, где ребёнок, например, жил до того, как попал в детский дом.

C ними ничего не должно случиться до момента, когда он сможет распоряжатьсятаким имуществом, то есть до совершеннолетия. Но, к сожалению, ситуации бываютразные.

Мы также вносили изменения в законодательство, чтобыупростить процедуру закупки квартир для детей, которые остались без попеченияродителей. С этого года жилое помещение можно купить у физического лица, в томчисле у собственника квартиры или дома, что актуально для территорий, где темпыстройки не очень высокие.

И есть специальная информационная система, в которойможно прогнозировать потребность в таких новыхквартирах и планировать расходы.

Предоставление жилья сиротам –это прежде всего обязательство регионов. Но с этимобязательством многие регионы не справляются. Поэтому с 2007 года федеральныйцентр софинансирует эти расходы из федерального бюджета.

На 2019 год этоприблизительно 7,4 млрд рублей. На последующие годы эта цифра увеличивается до7,7 млрд рублей. Но очевидно, что этого не хватит. В 2018 году было обеспечено жильёмоколо 25 тысяч детей-сирот.

По итогам этого года цифра вырастет приблизительнона полторы тысячи – до 26,5.

Есть несколькомоментов, на которые надо обратить внимание.

Во-первых, этонеэффективное использование регионами субсидий из федерального бюджета. Еслибрать этот год, хотя он ещё не закончился, то использовано приблизительно дветрети федеральной субсидии.

Одни и те же регионы три года подряд не полностьюиспользуют предоставленные деньги.

Надо разобраться, почему так происходит, и,может быть, скорректировать эти обязательства при распределении субсидий, чтобыденьги не простаивали, а пошли на эти цели.

Кроме того, регионымогли бы и свои остатки как-то иначе использовать. Давайте проработаем этотвариант, обсудим, насколько это возможно и целесообразно.

Во-вторых, качествожилья, которое выделяется, должно быть надлежащим.

В-третьих, длительныеочереди. По правилам ребёнок должен получить жильё сразу, как ему исполнится 18 лет. Тем неменее очередь есть. В разных регионах она разная, в некоторых регионах – до 10лет. Людям приходится идти в суд. Конечно, это неправильно. Не скрою, ко мнетоже неоднократно обращались те, кто имеет право на эту льготу.

Наконец, есть и такаяпроблема. Это обязательство перед детьми-сиротами в таком классическом вариантевозникло ещё в советские времена.

Надо посмотреть, каким образом егомодифицировать, чтобы оно было более современным и не просто превращало такогорода решения в обязанность государства приобрести это жильё. Ситуации бываютразные.

Напомню, что для того, чтобы ребёнка, который был сиротой или осталсябез попечения родителей, обеспечить жильём, могут использоваться различные правовыемеханизмы, не только договор социального найма, который очень часто трансформируетсяпотом в приватизацию и последующую продажу этого жилья. В таких случаях, ксожалению, очень часто возникает необходимость искать какое-то другое жильё.Это уж точно является неправильным с точки зрения государственных интересов иинтересов конкретного гражданина.

Давайте послушаемпредложения на эту тему.

Изстенограммы:

Вопрос:Сколько,по данным на 1 декабря, детей-сирот старше 18 лет в очереди на жильё?

Т.Голикова:280 тысяч – всего в очереди, из них 191 тысяча – это те, кто уже имеет право,то есть им 18 лет и более.

Вопрос:Какова динамика этого показателя за последний год? И ещё один вопрос. Премьерговорил о модификации механизма предоставления жилья детям-сиротам. Какие ещёвозможные механизмы здесь могут использоваться?

Т.Голикова:С учётом средств, которые мы выделяем, ежегодно на проблему обеспечения жильёмдетей-сирот направляется порядка 35 млрд рублей. Два источника: Российская Федерацияи субъекты Российской Федерации. Ежегодно обеспечивается порядка 25 тысяч, вэтом году мы ожидаем 26,5 тысячи нуждающихся. В то же время и очередьприрастает – 11,5–12,5 тысячи человек ежегодно.

С учётом этойнакопленной задолженности сейчас Премьер-министром принято решение, что мысовместно с регионами должны принять шестилетнюю программу ликвидации полнойзадолженности – вне зависимости от того, сколько на это потребуется финансовыхресурсов. Источников также будет два.

Это дополнительные средства федеральногобюджета – ещё до совещания мы согласовали, что к 7,7 млрд рублей, которыесейчас есть в бюджете на 2020 год, в рамках поправок будущего года будетдобавлено 2,3 млрд рублей, плюс в рамках подготовки этой шестилетней программынаверняка сумма ещё будет дополнительно увеличена.

С другой стороны, мысовместно с Минфином отработаем вариант привлечения свободных остатковсредств бюджетов субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день именносвободных остатков скопилось в объёме 2,6–2,7 трлн рублей.

Понятно, что почти50% приходится на Москву, которая успешно решает эту проблему, но и в рядедругих субъектов, в которых имеется существенная задолженность, есть свободныеостатки, часть из которых могла бы быть направлена на решение этой проблемы.

Следующий момент в рамках этой шестилетней программы – это,конечно, повышение ответственности регионов за исполнение их собственныхполномочий. Потому что полномочия по обеспечению жильём детей-сирот – это ихсфера компетенции.

Дмитрий Анатольевич дал поручение Счётной палате и иныморганам, которые занимаются контролем за исполнением законодательства, ещё развнимательнейшим образом посмотреть на то, как регионы страны планируют иисполняют обязательства в отношении детей-сирот.

Что касается возможной модификации законодательства в этомнаправлении, на совещании шла речь, и, собственно, это зафиксировано врешениях, чтобы федеральные органы власти проработали вопросы, которые касаютсяне только обеспечения жильём в рамках социального найма, но и возможностипредоставления государственных жилищных сертификатов, ипотеки и иныхкомпенсационных форм. Кроме того, принято решение, что шестилетняя программа ипоследующая реализация обязательств перед детьми-сиротами будут зафиксированы впрограмме «Жилище» с установкой соответствующих показателей для субъектовРоссийской Федерации.

Источник: http://government.ru/news/38620/

Самостоятельная жизнь в своей квартире: как получают жилье московские сироты

Жилые помещения для детей сирот

С получением квартир от государства выпускниками центров содействия семейному воспитанию и приемных семей связано немало слухов и мифов.

Как на самом деле это происходит, как обустраиваются юные новоселы, рассказывают сами ребята, их бывшие опекуны и специалисты Городского научно-практического центра по защите прав детей «Детство», сопровождающие ребят при получении квартиры и в первые годы самостоятельной жизни.

Сироте исполнилось 18. Что дальше?

Вопрос о том, нуждается ли выпускник в получении квартиры от города, рассматривает Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Если у достигшего совершеннолетия ребенка-сироты (с этого момента он, кстати, официально называется уже «лицом из числа детей-сирот») нет закрепленного за ним и пригодного для жизни жилья, то он им будет обеспечен. Для этого используются квартиры из специализированного жилищного фонда города Москвы.

Всего в 2019 году в столице квартиры от государства получили 900 выпускников центров содействия семейному воспитанию и приемных семей.

В Центр «Детство» поступают сведения о таких помещениях из столичного Департамента городского имущества.

Дальше ребят приглашают на осмотр квартиры, после которого выпускник подписывает смотровой талон, если он согласен на предложенный вариант.

Документ передают в Департамент городского имущества для оформления договора найма специализированного жилого помещения — именно этот документ предоставляет юноше или девушке право заселиться в квартиру.

«Сроки установлены Постановлением Правительства Москвы. В течение 30 дней мы должны осуществить осмотр.

Еще 30 дней дается на заключение договора после предъявления смотрового талона», — рассказывает начальник отдела по осуществлению контроля за использованием жилых помещений, предоставленным лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителя, Центра «Детство» Олег Алексенко.

При заселении во «вторичное» жилье порой случаются проблемы. Часто за этими квартирами числятся долги по оплате ЖКХ от предыдущих жильцов. «Мы помогаем ребятам их погасить: ведем переговоры с управляющими компаниями, МФЦ, Мосэнергосбытом.

Наши специалисты оказывают посильную помощь, если выявятся недостатки после заселения: неисправностисантехники, огрехи ремонта и так далее.

Мы обращаемся в разные организации и оперативнорешаем эти проблемы», — рассказывает Олег Алексенко.

Итак, долгожданный переезд случился. Что дальше? Интернет и СМИ наполнены рассказами о молодых людях, по неопытности лишившихся своего жилья. Однако в первые пять лет новый жилец ничего не может сделать с квартирой. «С выпускником заключается договор найма на пять лет.

В это время по закону он не может ни продать, ни сдать предоставленную городом квартиру.

После окончания срока договора, жилье может либо перейти в собственность выпускника, либо использоваться по новому договору найма еще на пять лет», — объясняет Олег Алексенко.

Правила обеспечения жильем едины для всех выпускников: и тех, кто рос в центрах содействия семейному воспитанию или частных детских домах, и тех, кто находился под опекой и в приемных семьях.

Мечты и планы выпускников

В канун нового года въехала в новую квартиру 18-летняя Валерия Якунина. 11 лет она прожила в «Пансионе семейного воспитания» — частном учреждении для детей, лишившихся родительского попечения.

«Квартиру я получила через три месяца после совершеннолетия. Сначала мне предложили жилье в Медведково, но меня не устроило расположение, потому что все мои близкие находятся в Западном и Юго-Западном округах. Хотелось жить поближе к ним и к учебе. Второй вариант был на Академической.

Мне понравилось и расположение, и квартира. Квартира уже с отделкой, планирую только немного переделать кухню. А вообще мечтаю о большом доме за городом. Одна мечта у меня уже исполнилась: я купила собаку породы бордер-колли.

Теперь иду к следующей цели — открыть свой бизнес», — рассказывает Валерия.

При получении квартиры выпускники могут брать с собой на осмотры предлагаемого жилья сотрудников ЦССВ, попечителей и даже волонтеров, с которыми у них сложились доверительные отношения. Ответственное решение легче принимать, посоветовавшись со значимым взрослым.

Надежда Егорова стала опекуном троих внуков 14 лет назад, когда трагически погибли родители мальчиков. Самому старшему, Виктору, тогда было всего шесть лет, среднему Владимиру — четыре, младшему Феде — два годика.

Бабушка и дедушка справились со всеми трудностями и вырастили ребят. Виктор уже окончил один колледж по специальности системный администратор, сейчас получает второе образование — учится на 2 курсе колледжа на сварщика. Владимир стал реставратором-строителем.

Федор осваивает специальности паркетчика, стекольщика и плотника.

«Старшие мальчики уже 2 года живут в своем жилье. Младшему это скоро предстоит. Хотим, чтоб дали квартиру поближе к братьям. Больше у них никого нет в этом мире, три брата должны быть рядом. Старшие внуки очень довольны. Они живут в прекрасном месте — в Коммунарке. Сейчас еще и метро открыли в пешей доступности.

Квартиры замечательные, в новостройках. Ремонт уже был сделан качественный. Обставили мы их за счет скопившейся пенсии по потере кормильца. Главное, что живут в соседних домах. Они постоянно общаются, вместе проводят праздники. И мне, бабушке, удобно навещать их всех в одном месте.

Мы тоже живем в Новой Москве», — отмечает Надежда Егорова.

Постинтернатное сопровождение

Гораздо легче вступать в самостоятельную жизнь, если есть поддержка близких родственников, но и выпускники центров содействия семейному воспитанию не одиноки в начале своей взрослой жизни: им помогают специалисты службы постинтернатного сопровождения.

В новой, со вкусом обставленной квартире, нас встречает Александра Борщенко, 18-летняя выпускница ЦССВ «Радуга».

После окончания школы она несколько месяцев прожила в Центре социальной (постинтерантной) адаптации в Дегунино. Александра решила, что поддержка будет нужна ей и после переезда в свою квартиру.

Поэтому она заключила договор о постинтернатном сопровождении со своим же куратором из Центра.

«Я считаю для подготовки к самостоятельной жизни хотя бы месяца три нужно прожить в Центре социальной (постинтернатной) адаптации. Это дает очень много! Мой куратор мне очень хорошо помог, я доверяю ему и хочу продолжить наше сотрудничество», — считает выпускница.

Сейчас Александра учится на 1 курсе в РУДН, осваивает профессию искусствоведа. «Меня всегда тянуло на что-то творческое. Мой отец, когда был жив, был художником, и меня всегда привлекала живопись, я хотела этим заняться серьезно, изучать ее», — вспоминает Саша.

Творческие наклонности и художественный вкус девушки видны и в обстановке квартиры, где продумана просто каждая деталь. «После выпуска у меня накопилась некоторая сумма на банковском счете: моя мать платила алименты, за отца это делало государство в виде пенсии по потере кормильца после его смерти. На эти средства я обставила квартиру», — поделилась она.

Будущим выпускникам центров Саша советует: «Не бойтесь, все, на самом деле, проще, чем кажется. Есть интернет, есть кураторы, которые готовы помочь, есть государство, которое подставит плечо. Главное — учиться и получить профессию, это ваша главная задача».

В свою квартиру — из ПНИ

Пожалуй, больше всего мифов — о сиротах, которые после выпуска из детского дома переезжают в психоневрологические интернаты. Путевка в ПНИ — это вовсе не «билет в один конец»: выпускники из ПНИ, переезжающие в отдельные квартиры, не редкость. Самое главное, чтобы они были готовы к самостоятельной жизни.

В первые дни нового года отметил новоселье в своей квартире 33-летний Станислав Фролов. «В последние годы я жил в ПНИ № 11, с 2004 по 2010 — в ПНИ № 32. Для самостоятельной жизни очень важно, чтобы была работа», — говорит молодой человек. Он уже пять лет работает грузчиком-комплектовщиком в компании, которая привозит питание в детские сады и школы.

Есть у Станислава и старший брат — 35-летний Александр. Он получил квартиру три года назад. «Саша тоже жил в ПНИ, правда, в другом. А в детском доме мы росли вместе.

К самостоятельной жизни в интернате готовят: нас учили готовить, рассказывали всякие практические вещи: как за квартиру платить, в магазинах покупать необходимое, планировать бюджет и так далее.

Мы не боимся жить самостоятельно», — отмечает Станислав.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник: https://dszn.ru/press-center/news/2810

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ

Жилые помещения для детей сирот
Принят Государственной Думой 17 июля 2018 годаОдобрен Советом Федерации 24 июля 2018 года

Внести в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5880; 1998, N 7, ст. 788; 2004, N 35, ст. 3607; 2012, N 10, ст. 1163; 2013, N 27, ст. 3477; 2015, N 48, ст. 6724) следующие изменения:

1) в пункте 1:

а) абзац второй после слов “в абзаце первом настоящего пункта,” дополнить словами “по их заявлению в письменной форме”;

б) в абзаце третьем слова “учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях” заменить словами “медицинских организациях и иных организациях”, после слов “профессионального образования,” дополнить словами “профессионального обучения,”;

2) пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:

“2.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

3.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.”;

3) дополнить пунктом 31 следующего содержания:

“31. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.

Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.”;

4) подпункт 2 пункта 4 изложить в следующей редакции:

“2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;”;

5) пункт 6 изложить в следующей редакции:

“6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.”;

6) пункт 7 дополнить предложением следующего содержания: “Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме.”.

Статья 2

Пункт 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27, ст. 2709; 2005, N 1, ст.

17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 13, ст. 1464; N 21, ст. 2455; N 30, ст. 3747, 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553, 5556; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3613, 3616; N 48, ст. 5516; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 51, ст.

6163; 2010, N 15, ст. 1736; N 31, ст. 4160; N 41, ст. 5190; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6030, 6031; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6984; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4594; N 48, ст. 6727, 6732; N 49, ст. 7039, 7042; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1158, 1163; N 18, ст. 2126; N 31, ст.

4326; N 50, ст. 6957, 6967; N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2331; N 23, ст. 2875, 2876, 2878; N 27, ст. 3470, 3477; N 40, ст. 5034; N 43, ст. 5454; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6679, 6691; N 52, ст. 6981, 7010; 2014, N 11, ст. 1093; N 14, ст. 1562; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4256, 4257; N 42, ст.

5615; N 43, ст. 5799; N 45, ст. 6138; 2015, N 1, ст. 11; N 13, ст. 1807, 1808; N 27, ст. 3947; N 29, ст. 4359; N 41, ст. 5628; 2016, N 23, ст. 3283; N 26, ст. 3866; N 27, ст. 4222; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4828; N 45, ст. 6573; N 50, ст. 7563; 2018, N 1, ст. 26, 27, 87; N 7, ст. 972, 975; N 17, ст. 2425; N 24, ст.

3414) дополнить подпунктом 143 следующего содержания:

“143) осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими;”.

Статья 3

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2012, N 10, ст. 1163; N 31, ст. 4322; 2018, N 1, ст. 72) следующие изменения:

1) часть 3 статьи 72 дополнить предложением следующего содержания: “В случае необходимости принудительного обмена жилого помещения, занимаемого по договору социального найма несовершеннолетним (несовершеннолетними) и гражданами, лишенными в отношении этих несовершеннолетних родительских прав, иными совместно проживающими с несовершеннолетним (несовершеннолетними) лицами, соответствующее требование в суд вправе предъявить законные представители несовершеннолетних, орган опеки и попечительства либо прокурор, если совместное проживание этих граждан с такими несовершеннолетними нарушает права и законные интересы несовершеннолетних.”;

2) в статье 90:

а) слова “Если наниматель” заменить словами “1. Если наниматель”;

б) дополнить частью 2 следующего содержания:

“2.

Если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выселение этих граждан в судебном порядке по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора в другое жилое помещение по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.”;

3) часть 2 статьи 91 изложить в следующей редакции:

“2.

Если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, такие граждане по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора могут быть выселены в судебном порядке из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.”;

4) в статье 101:

а) часть 3 после слов “3. Договор найма специализированного жилого помещения” дополнить словами “, за исключением договора найма специализированного жилого помещения, предусмотренного статьей 981 настоящего Кодекса,”;

б) дополнить частью 4 следующего содержания:

“4.

Договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в случае:

1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более одного года и отсутствия соглашения по погашению образовавшейся задолженности по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг;

2) разрушения или систематического повреждения жилого помещения нанимателем или проживающими совместно с ним членами его семьи;

3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;

4) использования жилого помещения не по назначению.”;

5) часть 5 статьи 103 изложить в следующей редакции:

“5.

При расторжении с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 101 настоящего Кодекса, они и проживающие совместно с ними члены их семей подлежат выселению с предоставлением в границах соответствующего населенного пункта другого благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.”;

6) статью 1091 дополнить частями 3 и 4 следующего содержания:

“3. В жилые помещения, предоставленные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные лица включаются в договор найма специализированного жилого помещения.

4.

В случае смерти лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.”.

Статья 4

Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; 2015, N 1, ст. 51; 2016, N 27, ст. 4253, 4298; 2018, N 1, ст. 88) следующие изменения:

1) часть 2 статьи 83 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

“11) осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.”;

2) часть 2 статьи 831 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

“7) осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.”.

Статья 5

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Источник: https://rg.ru/2018/08/01/sirot-dok.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.