Жалоба понятие и виды

Административная жалоба: понятие, признаки, виды. Процедуры разрешения административных жалоб

Жалоба понятие и виды

Все жалобы граждан следует поделить на два типа:

административные, т. е. рассматриваемые во внесудебном, в административном порядке;

судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия в порядке уголовного, гражданского административного или конституционного судопроизводства.

Административная жалоба – это жалоба, подаваемая в административный или контрольно-надзорный орган.

Среди административных жалоб по правовым признакам различаются общая и специальная. Основания и порядок производства по специальным жалобам устанавливаются специальными нормами, содержащимися в других актах.

Право на общую административную жалобу сейчас фактически является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее по любому значимому для него поводу, в любое время. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия.

Право на общую жалобу не ограничено по содержанию. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействие работников любых органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные.

Предмет жалобы — не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные деяния, еще идет речь о несправедливом решении вопросов, отсутствии должной четкости, о бестактности, невнимании к критическим замечаниям, использовании устаревших приемов в работе.

Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов.

Общие административные жалобы граждане могут подавать лично, через своих представителей, используя средства связи. Такие обращения могут быть письменными и устными, индивидуальными и коллективными.

Подача общей административной жалобы не ограничена каким-либо сроком. В законе отсутствуют и количественные ограничения права на жалобу. По одному и тому же факту гражданин может обращаться много раз в один и тот же либо в разные органы, одновременно или в разное время. Ограничения:

1. Она должна быть изложена на государственном, то есть русском языке. Из этого общего правила возможны исключения.

2. Указом Президиума ВС (совета) было установлено «Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени и отчества и содержать, помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы, также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит».

3. Наличие акта правосудия блокирует производство и по общей, и по специальной административной жалобе.

Специальная жалоба – позволяет учитывать особенности правового статуса граждан как лиц выполняющих те или иные функции, как участников трудовых или юрисдикционных отношений.

Право на специальную административную жалобу чаще всего является еще одним способом защиты прав, оно не конкурирует с правом на общую административную жалобу, а дополняет его.

Порядок рассмотрения специальной жалобы устанавливается: ГПК, УПК, трудовым законодательством, группа актов устанавливающая административное наказание.

Признаки специальной жалобы: наличие специальных норм, устанавливающие особый порядок рассмотрения; специальные основания для обжалования, прямо названные в законе; четкое определение субъектов права обжалования; специальные сроки подачи жалоб; процедурные особенности; специальные сроки рассмотрения.

Особенности и отличия от общей жалобы:

1) специальная жалоба может быть подана только лицом привлеченным к ответственности, потерпевшим или адвокатом

2) Может быть только письменной. Для общей жалобы форма не установлена.

3) Адресатом специальной административной жалобы выступают вышестоящие органы. Круг общей жалобы значительно шире.

4) специальная жалоба должна быть направлена адресату в течение 10 дней со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания.

5) подача в установленный срок специальной жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания.

6) Специальная жалоба подается через орган, вынесший постановление, который обязан в течение 3 суток направить ее вместе с делом по подведомственности.

7) Жалоба рассматривается уполномоченным органом в 10-тидневный срок. Для общей – иные сроки.

Т.о. право на специальную жалобу уже права на общую жалобу. Цель состоит в том, чтоб в более сжатые сроки рассматривать жалобы постановлений о наложении административного взыскания, чтобы усилить контроль за правами граждан.

В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии.

Первая из них – стадия первичной обработки. Здесь получают письменные, выслушивают устные обращения и регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, то есть определить, кто и как будет работать с жалобой, либо переслать её в компетентную организацию.

Вторая стадия – проверка жалобы (анализ ситуации). Прежде всего, должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты, активисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела.

Третья стадия – принятие решения по жалобе.

Общий срок рассмотрения жалоб граждан – один месяц. Из этого правила установлены три исключения.

1. Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней.

2. Если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц.                   

3. Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в центральных органах в 15-дневный, а в местных – в 7-дневный срок. В случае необходимости срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение:

•   о полном удовлетворении жалобы;

•   о частичном удовлетворении жалобы;

• об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованостью, истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.). По общей административной жалобе не может быть отказано в удовлетворении по мотивам неподведомственности. Если жалоба не подведомственна органу, учреждению, он еще на стадии первичной обработки обязан направить ее в компетентную организацию. 

Четвертая стадия производства по жалобам – исполнение принятого решения.

Основания и порядок производства по специальным жалобам регулируются специальными нормами, содержащимися в Уставе связи, Дисциплинарном Уставе Вооруженных Сил, Положении о порядке рассмотрения трудовых споров, Таможенном и Налоговом кодексах, КоАП РФ и в некоторых иных актах.

Источник: http://ifreestore.net/2506/46/

Виды жалоб в 2020 году – в административном праве, гражданском процессе, на решение суда

Жалоба понятие и виды

Конституция РФ гарантирует возможность защиты прав и интересов. Для этого могут применяться различные способы предъявления требований. Одним из которых, является жалоба.

Применять такой тип обращений можно в различных правоотношениях. Но направлены они всегда на защиту нарушенных прав и интересов.

Что это такое

Жалоба представляет собой обращение гражданина с просьбой о восстановлении или защите нарушенных прав.

Применяться они могут как в ходе судебных разбирательств, так и при разрешении различных вопросов, вытекающих из административно-правовых отношений.

В определенных случаях возможны и другие варианты обращения граждан, например, заявления.

Таким образом, с помощью жалобы гражданин может реализовать свое право на защиту интересов, прав и свобод.

По возможности жалобы должны быть достаточно краткими и лаконичными. Однако нельзя упускать важные моменты, которые могут повлиять на решение, принимаемое по результатам рассмотрения заявления.

Также рекомендуется избегать лишних эмоций при подготовке, так как они лишь затрудняют разбирательство и вынесение правильного решения.

Различают два основных вида жалоб:

  1. Административные.
  2. Судебные.

Нормативно-правовые акты

Право на подачу обращений закреплено в Конституции РФ.

Непосредственно порядок рассмотрения регулируется различными нормативно-правовыми актами, в зависимости от того в какую инстанцию оно подается. Общий порядок устанавливает ФЗ №59-ФЗ от 02.05.2006 года.

От кого могут исходить

Судебную жалобу может подать любой участник процесса, а также другие лица, чьи права и интересы оказались нарушены принятым решением.

В отдельных случаях жалоба может быть подана прокурором, например, в защиту общественных интересов.

Административные жалобы могут быть предъявлены абсолютно любым человеком, организацией или группой лиц.

Они могут защищать права обратившегося или другого лица, а также могут быть направлены на защиту общественных интересов.

Общие характеристики

Жалобы позволяют требовать устранения нарушения права, которое произошло в результате действия (бездействия) должностного лица или принятия решения судебными, административными органами.

Применять этот тип обращений в целях защиты прав и интересов можно достаточно широко. Это право гарантируется Конституцией РФ. Также различные дополнительные законодательные акты содержат указание на него.

Реально, защищенность граждан не соответствует установленной законом. Часто жалобы, особенно поданные в административном порядке, остаются без внимания или по ним дается лишь стандартный ответ без принятия каких-либо конкретных действий. Хотя необходимые правовые предпосылки для этого имеются.

Виды: виды жалоб в службу защиты прав потребителей финансовых услуг

Жалоба как вид обращения граждан

Жалоба представляет собой обращение граждан. Обычно она подается в вышестоящие инстанции или соответствующему должностному лицу.

Возможно обжалование действия (бездействия) практически любых государственных органов, а также решений, принятых судами различных юрисдикций.

Целью жалоб является восстановление нарушенных прав или интересов как личных, так и общественных.

Любой гражданин обладает правом подачи обращения, оформленного в виде жалобы. Это право закреплено в Конституции РФ. И является абсолютным, неотчуждаемым и неограниченным.

В административном праве

Все граждане имеют право обращаться к любым должностным лицам любых государственных или негосударственных организаций по всем значимым для них поводам.

Жалоба в административном праве может исходить от конкретного лица или от группы лиц и быть направлена как на защиту интересов или прав самого заявителя, так и другого лица или общественных.

Российское законодательство устанавливает довольно широкий круг органов и должностных лиц, которым может быть подана административная жалоба.

Административная жалоба представляет собой не исковое обращение с требованием об устранении нарушения прав и интересов.

Рассматривается такая жалоба во внесудебном административном порядке.

Обычно требование формулируется в жалобе в достаточно смягченном виде и представляет собой скорее просьбу, об устранении нарушения и принятии необходимых мер.

Замечание. Предметом жалобы могут стать не только незаконные действия, но и аморальные или полностью нецелесообразные деяния.

Различают два вида административных жалоб:

Специальная жалоба представляет собой еще один способ защиты прав, он лишь дополняет возможность обращения с общей жалобой и не ограничивает это право.

Административная жалоба может быть подана как в письменной, так и в устной форме.

Устные принимаются на индивидуальном приеме граждан должностными лицами соответствующего государственного органа или учреждения. Но лучше оформлять в письменном виде.

Полученная в письменном виде жалоба обязательно должна быть зарегистрирована в соответствии с установленным порядком. На эту процедуру получателю отводится 3 дня.

Рассмотрение жалобы должно происходить в течение 30 дней, после чего заявителю должен быть дан ответ.

В исключительных случаях, срок может быть увеличен еще на 30 дней с обязательным уведомлением лица, подавшего жалобу.

Важно! Каждая жалоба должна быть обязательно подписана, иначе ответ на нее давать государственные органы не обязаны.

В некоторых случаях ответ на административную жалобу может не даваться если:

 Текст документане читается
  Отсутствуют ФИО и адрес лица, подавшего претензию 
  Текст содержит нецензурные или оскорбительные выраженияв этом случае гражданину указывается на недопустимость злоупотребления правом
  На поставленный в жалобе вопросответ уже давался

Фактически ограничений по общим жалобам российское законодательство устанавливает очень мало.

В гражданском процессе

В ходе спора, разбираемого судом в гражданском процессе, могут выноситься различные определения. Они могут быть как устными, так и письменными.

ГПК регулирует процедуру обжалования определений, вынесенных судом.

Обжаловать определение можно в случаях, прямо предусмотренных действующим российским законодательством или в ситуациях, когда принятое судом определение препятствует дальнейшему движению дела, т.е. делает его невозможным.

Оформляется обжалование судебного определения путем частной жалобы. Ее можно подать в течение 15 дней с момента принятия соответствующего определения.

Важно понимать, что частная жалоба не касается вопроса решения дела, по существу.

Подается такая жалоба через суд, в производстве которого находится дело, при разбирательстве по которому было вынесено обжалуемое определение. Она не должна затрагивать других вопросов, кроме указанных в определении суда.

Если с самостоятельным составлением возникают затруднения, то лучше обратиться за помощью к квалифицированному адвокату. Это позволит не упустить время, отведенное на обращение.

На решение суда

Не всегда решение суда устраивает стороны спора. Хотя бы одна из сторон оказывается с ним не согласна. В этом случае законодательство допускает его обжалование в вышестоящей судебной инстанции.

Важно! Право обжаловать решение суда принадлежит также лицам, которые не являются участниками процесса, но чьи права или интересы оно нарушает.

Различают три вида жалоб на решения суда:

  1. Апелляционные.
  2. Кассационные.
  3. Надзорные.

Апелляционная жалоба подается на решение суда первой инстанции, которым обычно выступает мировой судья. Обязательным требованием для ее подачи является то, что решение еще не должно вступить в силу.

Кассационные жалобы подается для проверки решений, принятых судами первой и апелляционной инстанций.

Если же и с решением по кассационной жалобе заявитель не согласен, то его можно обжаловать в надзорной инстанции – Верховном Суде.

Жалоба на решения суда должна обязательно составляться в письменном виде и содержать следующую информацию:

  Наименование судав который направляется жалоба и данные суда, чье решение обжалуется и  данные участников процесса
  Основанияфакты, обстоятельства, на которых основываются требования заявителя и непосредственно сами требования
 Ссылки на нормативно-правовые актыкоторые указывают на ошибочное решение суда предыдущей инстанции 
 Список документовприлагаемых к заявлению

Обжаловаться могут решения, принятые по любым, в том числе уголовным, делам. Если будет составлена с нарушением норм и правил, установленных в законодательстве, то она не будет принята к рассмотрению.

В результате заявитель может пропустить срок, отведенный законом для подачи соответствующей жалобы.

При наличии даже мелких вопросов во время составления жалобы на решение суда лучше сразу обратиться за помощью к квалифицированным юристам.

https://www.youtube.com/watch?v=1CxzIcMYmG4

Если срок для подачи жалобы все же был пропущен, то можно подать ходатайство о его восстановлении.

В этом случае понадобятся документы, подтверждающие факт того, что пропуск установленного законодательством срока на обжалование решения произошел по уважительным причинам (например, тяжелое заболевание заявителя).

Различные виды жалоб могут довольно успешно применяться для защиты нарушенных прав и интересов.

Но стоит внимательно отнестись к составлению документа, особенно если подается судебная жалоба.

Несоблюдение установленных норм и правил может привести к отказу в принятии жалобы.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://yurday.ru/vidy-zhalob/

Производство по предложениям, заявлениям, жалобам граждан в сфере государственного управления

Жалоба понятие и виды

Право на подачу индивидуальных и коллективных обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления закреплено в ст. 33 Конституции РФ.

Исходя из смысла этой статьи, граждане Российской Федерации вправе обращаться к Президенту РФ, в любые органы законодательной, исполнительной, судебной власти, в органы прокуратуры и др.

К основным видам обращений граждан традиционно относятся предложения, заявления, жалобы и ходатайства.

Предложение — это обращение граждан в государственные или общественные органы, не связанные с каким-либо нарушением, а имеющие целью обратить внимание на несовершенство регулирования, организации или деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и других структур общества с указанием путей их устранения.

Заявление — обращение гражданина в вышеуказанные органы с просьбой об удовлетворении тех или иных прав, свобод или законных интересов граждан, не связанных с нарушением, либо информирование о злоупотреблениях, нарушениях законности и иных нарушениях, которые не затрагивают непосредственно прав и интересов заявителя.

Жалоба — обращение в государственные или иные официальные органы, к их должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.

Как показывает практика, в одном и том же обращении могут содержаться указанные виды обращений в различном сочетании.

Законодательство Российской Федерации различает общее право жалобы, которым обладают все граждане, и специальное право жалобы, предоставленное лицам как участникам гражданского и уголовного процесса, административного и дисциплинарного производства и т.д. Например, участие в каком-либо процессе в качестве потерпевшего, свидетеля, эксперта и т.д.

Виды общего права жалобы

Общее право жалобы может быть подразделено на два вида: право на административное обжалование, право на судебное обжалование.

Основными актами, регламентирующими вопросы, касающиеся общего права на административное обжалование, являются Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (далее — Закон РФ № 4866-1).

В соответствии с вышеназванным Федеральным законом могут быть обжалованы действия любого должностного лица, нарушившего права и свободы граждан.

В этом Законе не содержится статей, которые бы ограничивали по тем или иным признакам круг лиц, имеющих право подавать жалобу.

В то же время в соответствии с его нормами запрещается пересылка жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на действия которых подана жалоба (п. 6 ст. 8).

Закон РФ № 4866-1 дополняет названный Федеральный закон, предоставляя право гражданам обращаться с жалобой на действия (решения), нарушившие его права и свободы, либо непосредственно в суд (где она будет рассмотрена по правилам гражданского судопроизводства), либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию и объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Жалоба подлежит разрешению в течение 30 дней.

Если гражданину в порядке административного производства отказано в удовлетворении жалобы или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, то он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба подается либо в суд по месту жительства гражданина, права которого нарушены, либо в суд по месту нахождения органа (должностного лица), действиями которого были нарушены права гражданина.

Законодательством Российской Федерации определены сроки давности, в течение которых может быть подана жалоба. Например, гражданин может обратиться в суд с жалобой в течение 3 месяцев с того дня, когда ему стало известно о нарушении его прав.

Кроме того, он наделен правом подать жалобу в суд в течение 1 месяца со дня, когда ему стало известно об отказе в удовлетворении жалобы вышестоящим органом (должностным лицом), или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Суд, рассматривая жалобу, может вынести решение о признании обжалуемого действия незаконным и отменить применение к гражданину меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Суд может также, признав обжалуемое действие законным, отказать в удовлетворении жалобы.

Закон РФ № 4866-1 закрепляет право граждан обжаловать в суд любые коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, различных объединений и их должностных лиц, в результате которых были нарушены права и свободы граждан, либо созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод, либо незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В соответствии с Законом РФ № 4866-1 не могут быть обжалованы действия, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, а также действия, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Специальное право жалобы

Право на специальную административную жалобу дополняет право на общую административную жалобу. Ее основания и порядок разрешения регламентируются КоАП РФ, Таможенным кодексом РФ.

Специальное право жалобы связано с особенностями правового статуса граждан, имеющих право на обращение с такой жалобой (например, военнослужащего). Относительно данной категории лиц предусматривается иной порядок внесудебного и судебного обжалования.

В качестве субъектов обжалования могут быть только лично заинтересованные в деле лица и их законные представители. Жалоба подается в более краткие сроки и в письменном виде (устная жалоба не рассматривается).

Так, военнослужащий вправе обжаловать действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы, в порядке подчиненности и в военный суд в соответствии с Законом РФ № 4866-1.

По мнению авторов, в административном процессе присутствует отдельный вид и порядок обжалования лицами, пользующимися государственными и иными видами услуг. Данный вид обжалования, во-первых, закреплен в федеральных законах, во-вторых, имеются правительственные требования. С учетом его важности для административного процесса рассмотрим его более подробно.

Так, руководителям всех уровней государственных органов в процессе регулирования внутренних организационных процессов (регламентирования) в подразделениях и службах, обладающих правом или обязанностями предоставления государственных услуг, необходимо учитывать нормы Федерального закона от 27 июля 2010 г.

№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в ред. от 28 июля 2012 г. № 133-ФЗ), а также требования постановления Правительства РФ от 16 августа 2012 г.

№ 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации».

Как видим, данный документ издан в соответствии со ст. 11.2 названного Федерального закона.

Смысл необходимости подобного суждения заключается в том, что если вопросы предоставления государственных услуг (функций) считать как самостоятельный принцип в государственном управлении, то и вопросы их регулирования в административном процессе необходимо рассматривать отдельно. Этого же требует и правительство страны.

Другими словами, в науке административного права и процесса закономерно присутствует совершенно новый самостоятельный принцип обжалования в области предоставления государственных услуг — незаконных решений (требований) и действий (бездействия) федеральных органов и их должностных лиц, федеральных государственных гражданских служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Без подобного (научно-практического) суждения и толкования в правовой науке мы не сможем говорить о соблюдении принципов правоприменительной деятельности, о государственном управлении, реализации конституционных и иных законодательных норм в России. При этом субъектами предоставления государственных услуг выступают: федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, их должностные лица; государственные внебюджетные фонды Российской Федерации и их должностные лица.

С другой стороны, подобные требования должны присутствовать и на уровне местных и муниципальных органов исполнительной власти, в частности, издание ими подобных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы обжалования нарушений правил предоставления услуг на местном и муниципальном уровнях.

Постановление Правительства РФ № 840 определяет, что:

  • федеральным органам исполнительной власти (МВД России и территориальным органам), органам государственных внебюджетных фондов страны, предоставляющим государственные услуги, необходимо обеспечить прием и рассмотрение жалоб в соответствии с правилами предоставления услуг;
  • органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления следует руководствоваться настоящим постановлением при установлении особенностей подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих.

Реализация федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов страны полномочий, предусмотренных постановлением, осуществляется в пределах установленной предельной численности работников этих органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

По существу правила предоставления услуг определяют процедуру подачи жалоб на нарушение порядка их предоставления, выразившееся в неправомерных решениях и действиях (бездействии) федеральных органов и их должностных лиц, федеральных госслужащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов страны при предоставлении услуг и их рассмотрения. Действие правил распространяется только на жалобы, поданные с соблюдением требований Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Источник: https://be5.biz/pravo/a014/15.html

Административная жалоба: понятие. признаки, виды

Жалоба понятие и виды

Административная жалоба: понятие. признаки, виды. Производство по жалобе.

Право граждан на защиту представляет собой право на обжалование незаконных действий и решений.

1) Административные жалобы – жалобы, подаваемые в органы ПА на действия и решения представителей ПА.

2) Судебная жалоба.

Административная жалоба бывает двух видов:

– общая административная жалоба, регулируемая ФЗ о порядке;

– специальная, регулируемая другими НПА.

Характеристика общей административной жалобы:

1) может подаваться в любом возрасте (достаточно элементарной административной дееспособности);

2) российским законодательством не установлены сроки для реализации права на подачу общей административной жалобы;

3) в отношении административной жалобы установлена специальная потребность; подаются вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган по отношению к тому, чьи действия обжалуется.

При этом существует прямой запрет на передачу жалобы на рассмотрение тому, чьи действия обжалуются.

Отличие общей административной жалобы от других видов обращений:

1) жалоба свидетельствует о наличие правового спора, что предъявляет особые требования к процессуальной форме рассмотрения данного вида обращения: процедура административной жалобы должна двигаться в том же направлении, что и судебное рассмотрение.

2) для данного вида обращения требуется более точно и детально определить подведомственность их обращения, учитывая различные аспекты государственно-служебного подчинения.

Есть ситуации, когда органы находятся в двойном подчинении (организационно и функционально), это законодательство не регулирует.

3) инициирование спора гражданином предполагает более детальный механизм направления, регистрации, передачи спора по жалобе.

4) для жалобы должны быть определены виды и формы решений, а также основания для их вынесения.

5) для жалобы необходимо определить процедуру исполнения решения.

В результате складывается ситуация, при которой институт административной жалобы является крайне неэффективным и не обеспечивает эффективной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Необходимость АЖ

1) административная жалоба отличается от судебной своей относительной простотой и меньшей затратностью. Предполагается, что до суда не должны доходить бесспорные дела.

2) административная жалоба является средством осуществления контроля руководителей государственных органов за деятельностью своих подчиненных. Само наличие определенного количества жалоб может быть сигналом, что в деятельности этого лица не все хорошо.

3) только в рамках института административной жалобы возможно рассмотрение вопросов о целесообразности принятых сотрудником государственной власти решений или действий. Это принципиальное отличие. Судебный порядок проверяет только законность, а не целесообразность (насколько была учтена позиция жителей? Когда речь идет о корте во дворе).

4) ПА зачастую способна более эффективно, чем судебная система разрешать споры, связанные с необходимостью оценки технических, технологических, экологических и иных факторов, оценка которых требует специальных знаний.

Значит, институт административной жалобы должен существовать.

Специальная административная жалоба

Признаки (и одновременно отличия от общей АЖ):

1) специальная административная жалоба всегда регулируется отдельными правовыми актами.

Так как в тех или иных сферах процедура рассмотрения общей административной жалобы неэффективна.

Или если дело является сложным, например, связано с предоставлением финансовых средств на основе усмотрения.

2) Специальная административная жалоба может быть подана только строго определенными лицами, причем, как правило, такие лица должны являться участниками соответствующих правоотношений.

Например, подача жалобы на постановление об административной ответственности.

3) Специальная административная жалоба подается в строго указанный орган или должностному лицу.

Жалоба подается тому лицу, чьи действия обжалуются, а оно передает ее по подведомственности.

4) специальная административная жалоба всегда письменная.

Причем часто устанавливаются требования о приложении определенного перечня документов, которые призваны доказать, что лицо является участником соответствующих правоотношений; или обеспечивает сбор информации, необходимой для разрешения более сложного по своей природе дела.

5) помимо указания адресата жалобы и личных данных лица, которое подает заявления, устанавливаются требования об указании в жалобе иных сведений.

Например, реквизиты вынесенного решения.

6) для каждой специальной административной жалобы установлены собственные сроки ее рассмотрения.

Как правило, сроки являются сокращенными.

7) в отношении жалоб, как правило, устанавливается специальный перечень решений.

Отменить решение полностью или в части, принять новое решение, отправить на рассмотрение и т.д.

Источник: https://studopedia.ru/7_126162_administrativnaya-zhaloba-ponyatie-priznaki-vidi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.