Жалоба по акту проверки

Содержание

Как обжаловать результаты проверок

Жалоба по акту проверки

Под результатом проверки согласно ст. 16 Федерального закона от 26.12.

2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ) понимается акт проверки и все приложенные к нему документы, в том числе предписания об устранении нарушений законодательства, протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды и иные документы, предусмотренные указанным законом. В более узком понимании результатами проверки являются акт проверки и выданное на его основании предписание об устранении нарушений законодательства.

Процедура обжалования результатов проверки 

Статьёй 20 Закона № 294-ФЗ декларировано право хозяйствующего субъекта на обжалование результатов проверки, которая проведена с грубыми нарушениями, указанными в ч. 2 названной статьи, в вышестоящий орган государственного надзора (административный порядок) и в суд (судебный порядок).

1. Административный порядок

Что может быть предметом оспаривания

В административном порядке, исходя из содержания ч. 1 ст. 20 Закона № 294-ФЗ, могут быть оспорены результаты проверок, проведённых только территориальным органом надзорного ведомства.

Вопрос возможности обжалования акта проверки в административном порядке сомнений не вызывает, в то же время нередко вышестоящие надзорные органы, в частности центральный аппарат Росприроднадзора, отказывают в рассмотрении жалоб на предписания, ссылаясь на отсутствие законодательно установленного полномочия на отмену ненормативных правовых актов, издаваемых в рамках осуществления государственного надзора территориальными органами. Подобные отказы государственных органов не имеют правовых оснований, поскольку полномочия государственных органов по пересмотру результатов проверки следуют из упомянутой ст. 20 Закона № 294-ФЗ. В случае же обжалования результатов проверок, проведённых территориальными органами Росприроднадзора, необходимо применять п. 8.11 Регламента Росприроднадзора (утверждённого зарегистрированным в Минюсте России приказом Росприроднадзора от 29.06.2007 № 191), согласно которому центральный аппарат вправе приостановить действие и отменить решение территориального органа Росприроднадзора в порядке осуществления ведомственного контроля. Таким образом, центральный аппарат Росприроднадзора вправе не только отменить предписание, но и приостановить его исполнение на период рассмотрения заявления об отмене результатов проверки. Однако вероятность приостановления центральным аппаратом действия предписания территориального органа, исходя из практики работы Росприроднадзора, представляется ещё более мизерной, чем возможность его отмены в административном порядке.

Установлены ли сроки на подачу жалобы и её рассмотрение

Законодательство не содержит требований относительно срока подачи жалобы на результаты проверок в административном порядке, в связи с чем основания для отказа в рассмотрении жалобы на результаты проверки, проведённой, допустим, четыре года назад, у вышестоящего надзорного органа отсутствуют.

В силу отсутствия и особой законодательно установленной процедуры рассмотрения таких обращений жалоба должна быть рассмотрена государственным органом в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», т.е. в течение 30 календарных дней с возможностью продления срока до 60 календарных дней.

Что делать, если вышестоящий орган отказал в удовлетворении заявления

Если вышестоящий орган принял решение отказать в удовлетворении заявления об отмене результатов проверки, данное решение может быть оспорено в судебном порядке. При этом, если предметом административного оспаривания результатов проверки было обжалование предписания, то решение вышестоящего органа должно быть оспорено в судебном порядке вместе с предписанием.

2. Судебный порядок

Что может быть предметом оспаривания

В судебном порядке можно обжаловать результаты проверок, проведённых как территориальным органом, так и центральным аппаратом органа государственного надзора, а также решения вышестоящих государственных органов по результатам пересмотра результатов проверки в административном порядке.

Поскольку требования хозяйствующих субъектов об отмене результатов проверок вытекают из их предпринимательской и иной экономической деятельности, споры по отмене результатов проверок рассматриваются в арбитражных судах.

 Возможность же отдельного судебного обжалования акта проверки является крайне спорным вопросом, поскольку акт проверки самостоятельно не порождает каких-либо обязанностей для проверяемого лица.

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/07/04/kak_obzhalovat_rezultaty_proverok

Обжалование внеплановой проверки: помощь адвоката

Жалоба по акту проверки

   Обжалование внеплановой проверки – одно из направлений работы нашего адвоката.

   Наш юрист  разъяснит, как обжаловать предписание, проведет обжалование распоряжения проведении внеплановой проверки и будет сопровождать весь процесс до полного решения проблемы.

Порядок проведения внеплановой проверки

Для внеплановой проверки должны быть основания, среди которых могут быть такие как:

  1. Требование прокурора, у которого есть определенные подозрения;
  2. По причине жалоб граждан или организаций;
  3. Закончился срок с момента прошлого посещения проверяющих лиц.

   Внеплановая проверка должна соответствовать определенным требованиям, в том числе следовать установленному порядку проведения. Нарушение процедуры контрольного мероприятия может привести к признанию результатов проверки незаконными. В общих чертах порядок проведения внеплановой проверки выглядит следующим образом:

  1. издание акта-основания проведения проверки. Внеплановая проверка начинается с приказа или распоряжения руководителя, или заместителя руководителя проверяющего органа. В приказе или распоряжении обязательно указывается кто будет проводить проверку, в отношении кого и с какой целью (подробнее про основания проведения внеплановой проверки по ссылке);
  2. наличие согласования на проверку. В некоторых случаях контрольное мероприятие должно быть согласовано органами прокуратуры. К таким случаям относятся, например, возникновение угрозы жизни и здоровью граждан, причинения вреда животным, растениям, объектам культурного наследия. При возникновении указанных угроз не потребуется также и направление уведомления о внеплановой проверке. Для всех же остальных случаев законодательством предусмотрено обязательное уведомление проверяемого не менее чем за 24 часа до начала проверки;
  3. непосредственно сама проверка. Контрольное мероприятие может заключаться в форме проверки документов или в выезде к проверяемому. Срок внеплановой проверки не должен превышать 20 рабочих дней;
  4. завершение контрольного мероприятия. Внеплановая проверка завершается изданием акта о выявленных нарушениях либо об отсутствии таковых.

Кто имеет право проверять предпринимателей?

  1. Внеплановая проверка налоговой – происходит осмотр всей документации, в которой указывается движение денежных средств, в дальнейшем, рассматриваются финансовые обязательства, выполняются ли они в полной мере или нет, после чего делается вывод, в котором заключается, соблюдаются ли все требующиеся выплаты либо нет.

  2. Внеплановая проверка по пожарной безопасности – все предельно ясно, проверяется определенный объект на наличие средств пожаротушения, состояние помещения, не грозит ему самовоспламенение.

  3. Внеплановая проверка прокуратуры – происходит анализ действий сотрудников определенной компании, соблюдают ли они закон в момент своей деятельности, все ли выполняют в соответствии с законодательными нормами. Можно подать жалобу в вышестоящую прокуратуру, в случае если Вы видите необоснованность назначения внеплановой проверки или нарушения при ее проведении.

  4. Внеплановая проверка Роспотребнадзора по жалобе – данная служба следит за соблюдением чистоты, за свежестью продуктов и даже за их изготовлением. Минимальная жалоба, которая вызывает хоть малейшее подозрение, относительно того или иного продукта тут же проверяется Роспотребнадзором.

    Стоит помнить, что даже в случае внеплановой проверки, описываемая организация должна сообщить о своем визите за 24 часа, если не произошло экстренных ситуаций.

  5. Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника – проводится с целью определения, соблюдаются ли все необходимые условия по отношению к сотруднику, выплачивается ли зарплата, в полном ли объеме, какие условия созданы для труда, сколько длится рабочий день, каков график. Если права работодателя в процедуре проверки будут нарушаться, то наш юрист знает, как правильно составить жалобу в суд или в вышестоящую организацию.

   Наш юрист в рамках заключенного юридического соглашения проведет обжалование внеплановой проверки иного органа, не указанного в настоящей статье.

Внимание: смотрите видео про обжалование решения налоговой и участие адвоката в налоговой проверке. Подписывайтесь на канал для возможности получать бесплатные консультации по налогам и иным вопросам через комментарии к роликам:

Обжалование внеплановой проверки

   Выявленные в ходе внеплановой проверки нарушения могут быть обжалованы в вышестоящий орган или суд.

   Срок на обжалование акта проверки в Административном (внесудебном) порядке составляет 15 дней с момента вручения.

Главным минусом такого обжалования является то, что заявление рассматривает заинтересованная сторона, орган, который собственно и проводил внеплановую проверку, поэтому, для того, чтобы жалоба имела положительный результат должно быть установлено грубое нарушение. К бесспорным основаниям отмены результата проведенной внеплановой проверки относятся:

  • нарушение срока проведения внеплановой проверки;
  • проведение проверки без приказа/распоряжения руководителя;
  • отсутствие доказательств уведомления о контрольном мероприятии проверяемого;
  • непредставление проверяемому самого акта проверки;
  • иные основания.

   Судебный порядок обжалования более эффективен для лица, в деятельности которого выявлены нарушения. Суд независим от сторон и выносит решение на основании имеющегося у него материала, в связи с чем, при обращении в суд с жалобой важно четко сформулировать доводы жалобы и, главное, документально подтвердить их обоснованность.

   Предписание на устранение нарушений, выявленных в ходе внеплановой проверки деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев с момента, когда лицу стало известно о нарушении своих прав (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

НА ЗАМЕТКУ: очень часто обжалование внеплановой проверки направлено больше на снижение административного штрафа, чем на доказывание отсутствия состава административного правонарушения, читайте подробнее по ссылке, а также смотрите видео:

Помощь адвоката в оспаривании внеплановой проверки

   Один из видов проверок – внеплановые. Существует много мнений, относительно того, как они проходят, с чем связаны и по какой причине вообще происходят.

Мнение, что это просто желание проверяющего приехать с неожиданным визитом является в корне ошибочным.

Любой проверяющий, если он не владелец предприятия, не имеет права организовать проверочные действия только потому, что ему так захотелось.

   Как можно заметить, каждая служба старается следить за качественным выполнением обязанностей в любой сфере и защищать права и интересы людей. Но в рамках проверки часто нарушаются права предпринимателей, вот тогда Вам и будет полезна помощь нашего юриста.

   Наш адвокат поможет Вам: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Читайте еще по вопросам жалоб и помощи нашего адвоката:

Помощь в обжаловании приговора суда по ссылке

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры” А.В. Кацайлиди

Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста прямо сейчас

Записаться на БЕСПЛАТНУЮ консультацию юриста

Источник: https://katsaylidi.ru/article/obzhalovanie-vneplanovoy-proverki

Подача возражений на акт проверки и обжалование решений инспекции по итогам проверки для ИП – Фонд поддержки предпринимательства Крыма

Жалоба по акту проверки

Если индивидуальный предприниматель не согласен с выводами налогового органа по результатам камеральной или выездной проверки, он вправе подать возражение, а налоговый орган принять и рассмотреть его.

Шаг 1. Внимательно изучаем актШаг 2. Представляем письменные возражения

Если вы не согласны с выводами проверяющих, то в течение одного месяца с момента получения акта, а также в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (если они проводились), вы имеете право представить в эту же инспекцию письменные возражения по акту (по результатам дополнительных мероприятий).

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение 10 дней (отсчет которых начинается с момента окончания одного месяца, отведенного вам на представление возражений по акту проверки, или с момента окончания 10 дней, отведенных на представление возражений по результатам дополнительных мероприятий, если они проводились) должен рассмотреть акт, возражения и иные материалы налоговой проверки

Срок рассмотрения материалов может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.

Шаг 3. Ожидаем приглашения

На рассмотрение материалов проверки вас обязательно должны пригласить в инспекцию.

Рассмотрев акт и возражения на него, инспекция вынесет одно из решений:

  • о привлечении к ответственности;
  • об отказе в привлечении к ответственности.

Решение должно быть вам вручено в течение 5 рабочих дней со дня его вынесения. А в силу оно вступает по истечении одного месяца со дня вручения.

Если решение вручить невозможно, инспекция направляет его по почте заказным письмом. В этом случае оно считается полученным по истечении 6 рабочих дней с даты его направления.

Не вступившее в силу решение можно обжаловать, подав апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Сделать это можно в течение 1 месяца с даты вручения решения по результатам проверки.

Апелляционную жалобу вы можете подать через налоговую инспекцию, вынесшую решение, как лично, так и через своего представителя удобным для вас способом:

  • на бумаге;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Что нужно знать при подаче жалобы? Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем.

    1. В жалобе указываются:

    2. фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу.
    3. обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц.
    4. наименование налогового органа, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.
    5. основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены.
    6. требования лица, подающего жалобу.
    7. способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения. В случае подачи жалобы уполномоченным представителем прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя. К жалобе можно приложить документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

Рассмотрев апелляционную жалобу на решение инспекции, вышестоящий налоговый орган вправе:

  • оставить апелляционную жалобу без удовлетворения;
  • отменить решение налогового органа полностью или в части;
  • отменить решение налогового органа полностью и принять по делу новое решение.

Решение по результатам рассмотрения апелляционной жалобы направляется налогоплательщику в течение 3 рабочих дней со дня его принятия.

После рассмотрения апелляционной жалобы обжаловать повторно то же решение в тот же вышестоящий налоговый орган по тем же основаниям нельзя.

Если решение обжаловалось в Управление ФНС России по субъекту РФ, то перед обращением в суд или наряду с обращением в суд налогоплательщик в течение 3 месяцев вправе обратиться с жалобой в ФНС России.

Если Вы не подавали апелляционную жалобу, то обжаловать можно и уже вступившее в силу решение. Это можно сделать через инспекцию, вынесшую решение (как и при подаче апелляционной жалобы).

Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу в течение 1 месяца со дня ее получения. Этот срок может быть продлен на 1 месяц. Письменное решение по результатам рассмотрения жалобы вам направят в течение 3 рабочих дней со дня его принятия.

Это полезно знать!
При обжаловании решения по налоговой проверке, вступившего в силу, Вы можете приостановить исполнение его действия. Для этого необходимо предоставить соответствующее заявление, приложив к нему банковскую гарантию. Сделать это нужно до вынесения решения по жалобе.

Срок подачи жалобы на уже вступившее в силу решение (1 год со дня его вынесения) может быть восстановлен вышестоящим должностным лицом или вышестоящим налоговым органом по вашему ходатайству. При условии, что причина пропуска уважительная и вы смогли это доказать.

Источник: https://frbk.ru/navigator/podacha-vozrazheniy-na-akt-proverki-i-ob/

Что делать, если вы не согласны с результатами выездной проверки?

Жалоба по акту проверки

По статистике количество выездных проверок год от года неуклонно снижается. Но суммы доначислений, приходящиеся на одну ревизию, растут.

Так, в 2000 году было проведено более 1,3 млн проверок, а в 2016 около 30 тыс. При этом сумма взысканий по одной проверке стала почти в 50 раз больше.

Что делать, если вы не согласны с актом и решением по проверке и как снизить сумму потенциального взыскания?

Вышестоящие налоговые органы в досудебном порядке удовлетворяют более 1/3 от числа всех жалоб плательщиков на решения нижестоящих инспекций. А суды — 50% от заявленных требований компаний.  

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Внимательно изучите акт проверки

Выездная проверка заканчивается справкой. Далее налоговый орган готовит акт. У него есть на это 2 месяца, считая от даты справки. При проверке КГН этот срок составляет три месяца. Форма акта и требования к его составлению утверждены Приложениями № 23 и 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (далее — Приказ).

акта детально урегулировано Приказом. В нем помимо данных о компании и проверяющих указывают документы, которые представил плательщик, сведения о проведенных в ходе ревизии мероприятиях налогового контроля, выявленные нарушения.

В требованиях указано, что все факты нарушений должны быть подтверждены документально.

Каждое нарушение инспекция обосновывает ссылками на «первичку», регистры бухгалтерского и налогового учета, результаты экспертиз. Документ должен быть сформулирован кратко, четко, ясно и последовательно.

То есть таким образом, чтобы его поняли те, кто не имеет специальных познаний в области бухгалтерского и налогового учета.

Акт должны подписать все проверяющие. Но если документ завизирован не всеми инспекторами, проводившими ревизию, а только, например, руководителем группы, нарушением это не будет. 

После изготовления акта, инспекция обязана в течение 5 дней с даты подписания документа должностными лицами, проводившими проверку, вручить его представителю компании под расписку.

Обратите внимание, что направить акт по почте налоговики вправе, только если проверяемый плательщик уклоняется от получения. Факт уклонения должен быть отражен в самом акте (п. 5 ст.

100 НК РФ, постановление ФАС Московского округа от 20.01.2014 № Ф05-16692/2013).

Подготовьте возражения

У компании есть 2 месяца с даты получения акта на то, чтобы подготовить возражения. В них налогоплательщик детально по пунктам описывает те положения, с которыми он не согласен и поясняет почему. 

Структура возражений обычно соотносится с актом по проверке. Каждому пункту в описательной и резолютивной части акта соответствует пункт возражений. Не пренебрегайте ссылками на законодательство, ведомственные разъяснения и судебную практику. Что касается последней — то она должна быть либо из вашего округа, либо позицией ВС РФ.

Форма возражений законодательно не установлена. Например, недавно суд решил, что «уточненки», представленные после окончания проверки, но до вынесения решения по ней можно рассматривать как возражения на акт проверки (определение Верховного Суда РФ от 13.09.2016 № 310-КГ16-5041).

Не бойтесь дополнительных мероприятий

Доводы, которые вы заявите в возражениях, могут стать причиной для вынесения решения о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. А именно: истребование документов у самого налогоплательщика или иных лиц (например, контрагентов), допрос свидетеля или экспертизы.

Такое решение налоговый орган принимает, если не сочтет материалы проверки достаточными для принятия решения о привлечении либо отказе в привлечении общества к ответственности. Поэтому опасаться дополнительных мероприятий не нужно.

Наоборот — это решение косвенным образом подтверждает неустойчивую позицию налогового органа в отношении конкретных пунктов акта. Подтвердить или опровергнуть эту позицию и призваны допмероприятия.

Но проводить их можно только для проверки уже установленных нарушений (постановление ФАС Уральского округа от 27.04.2012 № А60-28239/11). Именно в этом и заключается их предназначение.

Дополнительные мероприятия не предназначены для того, чтобы выявлять новые правонарушения. Такова позиция Конституционного суда (определение от 27.05.2010 № 650-О-О, постановление от 14.07.2005 № 9-П). 

Важно помнить, что срок на «допы» ограничен. У инспекции есть всего месяц, чтобы провести контроль и вынести решение по проверке. Ранее Налоговый кодекс этого срока не содержал. Изменения в ст. 101 НК РФ внес Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ, который вступил в силу 2 июня 2016 года.

После проведения дополнительных контрольных мероприятий материалы по ним рассматривают вместе с материалами самой проверки. Налоговый кодекс РФ не ограничивает количество дополнительных мероприятий в течение установленного месячного срока (письмо Минфина России от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426).

На дополнительные мероприятия также можно представить возражения. На это плательщику отведено 10 дней с даты окончания «допов». Они будут рассмотрены вместе со всеми материалами проверки. В течение 10 дней после окончания срока для представления возражений инспекция обязана принять окончательное решение по проверке.

Раскройте «карты»  

Часто возникает соблазн не заявлять в возражениях все доводы, подтверждающие позицию налогоплательщика и опровергающие выводы инспекции, а приберечь их для последующего обжалования. Такой подход чреват проблемами для компании.

Так как суд может отказаться принять документы, ранее не заявленные на возражениях или на рассмотрении жалобы в Управлении ФНС по субъекту.

Аргумент судей таков — они в рамках своих полномочий не подменяют налоговый контроль и не выполняют обязанности налоговых инспекторов (Определение ВС РФ от 09.03.2017 № 305-КГ-17-199).

Если налогоплательщик не может обосновать, почему он не защищал свои интересы на досудебной стадии и не представлял доказательства и документы, его обвинят в злоупотреблении правом. В этом случае рассчитывать на положительное решение суда бессмысленно.

Другое дело, когда невозможность представить документы на досудебной стадии вызвана объективными причинами — тогда можно рассчитывать на то, что суд примет их в качестве доказательств по делу.

Например, в постановлении АС Северо-Западного округа от 11.12.

2014 № А56-59616/2013 суд согласился рассмотреть документы, подтверждающие вычеты по НДС, но ранее не предъявленные в налоговый орган по причине изъятия в рамках уголовного дела.     

Возражения на акт проверки, по сути, шаблон для будущей жалобы в вышестоящий налоговый орган и в последующем для искового заявления в суд — если жалоба не будет удовлетворена. Поэтому относиться к подготовке возражений следует максимально серьезно.

Проверьте, соответствует ли решение акту

После того как инспекция составит решение по проверке, она обязана вручить его  налогоплательщику. Документ вступает в силу по истечении одного месяца с даты вручения плательщику. Вручить его инспекторы обязаны под расписку в течение 5 дней с даты вынесения.

https://www.youtube.com/watch?v=MAEI4LOkPlg

Решение должно соответствовать акту проверки. Бывает, что налоговый орган включает в документ те эпизоды, которые не были указаны в акте. Соответственно, налогоплательщик не мог представлять на них возражения, а, значит, был лишен права отстаивать свои интересы.

Напишите жалобу в вышестоящий налоговый орган

Если вы не согласны с решением по проверке, его нужно обжаловать. Первым шагом станет досудебное обжалование в вышестоящий налоговый орган. Решение по проверке можно обжаловать в течение года со дня его вынесения. Жалобу следует подавать в тот налоговый орган, который принял обжалуемое решение.

Если вы обжалуете решение до его вступления в силу, то есть до истечения месячного срока с даты вручения — это называется апелляционным обжалованием. В этом случае документ вступит в силу с даты вынесения Управлением своего решения по жалобе (ст. 101.2 НК РФ).

При рассмотрении жалобы Управление не может принять решение о взыскании с компании дополнительных налоговых платежей, пеней, штрафов, не указанных в оспариваемом решении. Так как это считается ухудшением для налогоплательщика.

А кроме того приведет к тому, что вышестоящий налоговый орган фактически проведет контроль за деятельностью нижестоящей инспекции в нарушении определенного порядка (п. 10 ст. 89 НК РФ).

Ухудшающее положение плательщика решение Управление вправе принять только по проверке, которую может назначить в рамках контроля за деятельностью своих территориальных подразделений. 

Вышестоящий налоговый орган вправе дополнить или изменить приведенное в обжалуемом решении правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, исправить арифметические ошибки, опечатки (п. 81 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, Определение ВАС РФ от 04.07.2014 № ВАС-8380/14).

Обратите внимание, если решение Управления по жалобе компанию не устроило, акт инспекции можно обжаловать выше — в Центральный аппарат ФНС России. 

Подготовьте исковое заявление в суд

Если досудебное обжалование не привело компанию к желаемому результату, следует подать исковое заявление в суд.

Чтобы оспорить решение инспекции у налогоплательщика есть три месяца с момента, когда он узнал о нарушении своих прав (ст. 198 АПК РФ). Срок, пропущенный по уважительной причине, можно восстановить.

Такой причиной может стать, например, болезнь заинтересованного лица (Письмо ФНС России от 04.07.2016 № ГД-4-14/11938@). 

При досудебном обжаловании трехмесячный срок на подачу заявления в суд следует отсчитывать с даты истечения срока на вынесение вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. Если в установленный срок вышестоящие налоговики не приняли решение по жалобе или не направили его налогоплательщику, это однозначно будет признано судом уважительной причиной для восстановления пропущенного срока.   

Как мы уже сказали, в основу заявления ложатся, как правило, возражения на акт проверки. Если какие-то пункты удалось отстоять на досудебной стадии, проследите, чтобы они не попали в заявление, а также проверьте итоговые расчеты налогов и штрафов.

В процессе судебного обжалования есть масса нюансов. Поэтому проводить этот этап должны или штатные юристы или привлеченные консультанты.

Рекомендуем запись вебинара о том, как без особых юридических знаний обжаловать результаты налоговой проверки.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/48

Порядок обжалования акта налоговой проверки

Жалоба по акту проверки

Довольно часто по итогам налоговых проверок – как камеральных, так и выездных, – инспекторы приходят к выводу, что компания нарушила налоговое законодательство.

В таком случае проверяющие должны зафиксировать результаты проверки (факт нарушений) – составить акт и передать его налогоплательщику. Однако не надо сразу опускать руки, если ИФНС доначислила огромные суммы налогов и штрафы.

Их можно снизить или вообще отменить! Для этого существует процедура обжалования. Какие на это отводятся сроки и каков порядок обжалования – читайте в нашей публикации.

1C-WiseAdvice делает все для того, чтобы уберечь вашу компанию от излишнего внимания контролирующих органов.

Наш подход во многом является «зеркальным отражением» методик, используемых государственными органами для отбора компаний на плановые и внеплановые проверки. Такую технологию мы называем «риск-ориентированный подход».

Ее выполнение мы обеспечиваем двумя способами: с помощью внутренней автоматизации и регулярного аудита работы наших сотрудников.

Наш метод работы позволяет избежать доначислений и санкций (штрафов, пеней) по итогам камеральных и выездных проверок.

Сроки обжалования налоговой проверки

Окончание налоговой проверки не означает, что компания тут же должна оплатить доначисления. Отметим, что об окончании камеральной проверки компания узнает не всегда: налоговики составляют акт только при обнаружении нарушений.

«Полезная бухгалтерия» от 1С-WiseAdvice

Специалисты нашей компании знают, что и как проверяет ИФНС, осознают все риски и возможные потери для бизнеса.

Поэтому в процессе ведения клиента наши бухгалтеры всегда увязывают бухгалтерский учет с налоговым. Вся отчетность клиента тщательно перепроверяется по сотне контрольных соотношений.

Тем самым снижается риск возникновения претензий на камеральных проверках и риск доначислений – на выездных.

Если налоговики составили акт, неважно по завершению проверки какого вида (выездной или камеральной) – требования едины. В частности, в акте будет упомянуто право на обжалование (Приложение № 28 к приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@), причем сами формулировки не регламентированы. Например, в актах 2018 года инспекторы пишут так:

Кроме того, компания обязательно получит уведомление о времени и месте рассмотрения материалов проверки (абз. 1 п. 2 ст. 101 НК РФ), вне зависимости от того, подана жалоба на акт налоговой проверки или нет. Причем инспекция должна иметь подтверждение, что уведомление компанией получено (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ).

Обжалование результатов проверки будет в пользу компании при отсутствии подтверждения об уведомлении. Как правило, достаточно единственного аргумента – налогоплательщик был лишен возможности присутствовать на рассмотрении материалов проверки.

Однако какой бы однозначной ситуация не была, всегда могут возникнуть различные нюансы, и для полного успеха проще поручить обжалование профессионалам.

Обжалование не зависит от вида проверки

Иногда компании полагают, что обжалование камеральной проверки можно заменить уточненной декларацией. Эти заблуждения основаны на том, что таким способом обычно прерывают камеральную проверку. Например, когда компания получила требование из налоговой инспекции о предоставлении документов (информации) или пояснений.

Поскольку камеральная проверка имеет более узкую специализацию, чем выездная, то многие компании не привлекают к процессу обжалования сторонних специалистов. Однако если речь идет о значительных суммах, то сторонний юрист может увидеть возможности их уменьшения на основании огромного опыта работы с другими компаниями.

Порядок обжалования – досудебный

Обжалование решения по итогам проверки включает в себя обязательный досудебный этап. То есть оспорить решение напрямую в суде – нельзя, для начала жалоба на решение должна уйти в региональное управление ФНС России.

Как правило, налоговое управление редко встает на сторону налогоплательщика, и отстаивать правоту приходится в суде. Причем доначисления налоговая инспекция обычно списывает по инкассо, не дожидаясь суда. Решение о взыскании задолженности инспекторы должны вынести в течение двух месяцев с даты окончания срока на добровольную уплату налога по требованию.

Однако имеется возможность приостановить исполнение решения налогового органа путем ходатайства в рамках судебного обжалования о принятии обеспечительных мер в виде запрещения инспекции совершать действия по принудительному взысканию доначислений и приостанавливать операции по счетам в банках.

Шаг 1. Получение акта налоговой проверки

С этого момента начинается отсчет срока возражений. Способам вручения (отправки) акта посвящен довольно объемный раздел 7 Письма ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622.

Указанное письмо разъясняет особенности выездных проверок. При этом его положения о процедурных моментах, связанным с актированием, вполне можно применять и к камеральным проверкам. Вне зависимости от вида проверки инспектор может вручить акт лично, а также отправить его:

  • по телекоммуникационные каналы связи (далее – ТКС);
  • заказным письмом.

При личном получении акта проставляйте дату получения собственноручно. Нередки случаи, когда инспекторы проставляют более ранние числа. Например, из-за выхода за регламентированные сроки проверки. Для суда затягивание сроков большой роли не играет, а вот если вы пойдете на компромисс с инспектором, то уменьшите себе время на подготовку возражений.

При взаимодействии по ТКС у компании фактически есть не четыре, а пять недель для подготовки возражений. Такая поблажка возникает из-за отправки подтверждения о получении корреспонденции из налоговой (сделать это нужно на шестой рабочий день).

Самый неприятный вариант – когда акт отправлен обычной почтой и шел дольше, чем шесть дней с момента его отправки. Время на подготовку возражений из-за почтовой задержки не увеличивают.

Отметим, что заказные письма инспекторы обычно используют, когда представитель компании отказался получить акт и факт отказа зафиксирован. Таким образом отказ в получении акта может привести к сокращению сроков подготовки возражения из-за некорректной работы почты.

Шаг 2. Подготовка текста возражений

При формировании возражений по акту налоговой проверки имеет смысл использовать рекомендации самих налоговиков (Информация ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок», опубликовано на сайте www.nalog.ru 16.04.2018). Сложность представляет основная часть возражений, где необходимо:

  • изложить свои позицию;
  • перечислить нарушенные положения налогового законодательства.

Очевидно, что для составления основной части компаниям чаще всего необходима помощь налогового юриста. Если решите формировать возражения самостоятельно соблюдайте основные правила:

  • формулируйте доводы четко и лаконично;
  • прорабатывайте только те моменты, с которыми не согласны (акт не обязательно обжаловать целиком);
  • предметом возражений делайте выводы контролеров, а не превышение сроков или нарушение процедуры истребования документов (в последнее время нарушение процедуры на отмену доначислений не влияют);
  • излагайте возражения с учетом последовательности конкретных пунктов акта и, если есть возможность – обязательно указывайте по какому пункту акта возражаете;
  • прежде всего ссылайтесь на нормы Налогового кодекса, затем – на подходящие письма Минфина или ФНС (если письмо размещено на сайте ФНС как обязательное для применения налоговыми инспекторами, обязательно укажите на это);
  • полезна ссылка на письмо ФНС от 23.09.2011 № ЕД-4-3/15678 – в нем как раз дана установка инспекторам руководствоваться разъяснениями с сайта их ведомства;
  • используйте письма регионального управления ФНС, не говоря уже о письменных ответах своей инспекции в ваш адрес, если таковые есть;
  • приводите судебную практику в пользу налогоплательщиков и сообщите налоговикам, что судьи скорее всего, отменят доначисления.

Судебная практика, на которую идет ссылка, должна максимально соответствовать именно вашей ситуации. При этом в первую очередь ссылайтесь на решения ВАС, затем – на постановления арбитражного суда вашего округа.

К сожалению, даже при наличии судебной практики в пользу налогоплательщиков инспекторы не всегда идут на уступки.

Шаг 3. Отправка возражений в ИФНС

Для защиты своих интересов компания должна иметь подтверждение представление в инспекцию не только самих возражений, но и всех приложений к ним. Если представляете возражения в бумажном виде (по почте или лично), то обязательно перечислите подробно все приложения с указанием количества листов.

При отправке по ТКС реестр документов, прилагаемых к возражениям, формировать не нужно. За вас это сделает сама программа, формирующая обращение налогоплательщика.

Особых требования к названиям приложений, направляемых по ТКС, налоговые органы не предъявляют. Даже если файлы будут поименованы, как «Screenshot» проблем не возникнет. И все же для удобства прилагаемые файлы целесообразно называть так, чтобы было понятно их содержание.

Единственная особенность отправки по ТКС – тема обращения налогоплательщика. Большинство инспекций просят, чтобы в, отправляемого по ТКС были указаны, в том числе ФИО налогового инспектора (например, в скобках). В данном случае это будут ФИО инспектора (инспекторов), составивших акт.

Благодаря тому, что в настоящее время прохождение почтовых отправлений можно отследить на сайте Почты России, такой вариант отправки возражений вполне допустим. Однако и в этом случае будет не лишним использовать ТКС.

Если видите, что почта работает нерасторопно – сообщите в инспекцию об отправке возражений с приложением квитанции. Необходимость в таких дополнительных действиях вызвана негативными ситуациями, возникающими в результате:

  • задержки почтовых отправлений;
  • некорректной обработки почтовой корреспонденции в самой налоговой инспекции.

Возражения можно сдать в канцелярию инспекции лично. При этом обязательно иметь при себе второй экземпляр (можно без приложений) для того, чтобы инспекция могла поставить отметку.

Шаг 4. Участие в рассмотрении возражений налоговой

Присутствие представителя компании на рассмотрении материалов проверки, в том числе возражений – не обязательно. Их могут рассмотреть и без вас. Только убедитесь, что возражения действительно получены.

Если инспекция настроена на компромисс, то найти время на посещение инспекции нужно. Не лишним будет посещение инспекции и для того, чтобы показать: компания готова идти до конца.

Зачастую налоговики проходят через все процедурные моменты обжалования, невзирая на свою явную неправоту.

Экспертная поддержка клиентов

Клиентам, которые обслуживаются в 1С-WiseAdvice, мы всегда готовы оказать всестороннюю экспертную поддержку. В частности, мы всегда отстаиваем интересы наших клиентов во взаимоотношениях в ИФНС, готовим аргументированные ответы на запросы и требования, даем пояснения, готовим возражения, а также до конца боремся за благоприятный для клиента исход по итогам проверки (вплоть до суда).

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/poryadok-obzhalovaniya-akta-nalogovoi-proverki/

Порядок обжалования результатов проверки контрольного органа — Audit-it.ru

Жалоба по акту проверки

А. Гусев

Журнал “Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение” № 11/2017

На практике нередки случаи, когда проверяемое учреждение не согласно с выводами контролеров по материалам проверок. В статье освещен порядок обжалования таких выводов.

Учреждения здравоохранения, как и другие организации госсектора, довольно часто подвергаются проверкам со стороны различных контрольно-надзорных органов.

При этом на практике нередки случаи, когда проверяемое учреждение не согласно с выводами проверяющих. В статье мы поговорим о порядке обжалования таких выводов проверяющих.

Напомним, что по общему правилу оспорить выводы можно либо в вышестоящем органе (у вышестоящего должностного лица), либо в суде.

Внесудебный порядок

Результаты любого контрольного мероприятия должны быть оформлены актом, содержащим сведения о выявленных нарушениях и недостатках, а также о нормативных актах, положения которых были нарушены.

На основании акта ревизии или проверки контрольным органом (в зависимости от его вида) будет составлен и направлен итоговый документ: приказ, представление или предписание содержащий, в том числе требования, которые должны быть выполнены учреждением.

Следовательно, начать процедуру оспаривания выводов контрольных органов нужно инициировать с момента, когда учреждение впервые о них узнает, то есть с момента ознакомления с актом проверки. При этом следует внимательно ознакомиться с нормативными документами, регламентирующими деятельность контрольного органа, которые должны содержать процедуру обжалования.

Так, в силу ст. 16 Закона о защите прав юридических лиц[1] по результатам проверки должностными лицами контрольного органа составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников проверяемого учреждения, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу проверяемого учреждения под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле контрольного органа.

Необходимо отметить, что похожие нормы установлены и в нормативных актах других контрольных органов. Заметим, что ни нормы Закона о защите прав юридических лиц, ни документы, регламентирующие проверки других органов, не предполагают предварительного ознакомления проверяемого учреждения с результатами проверки до подписания акта.

В случае если учреждение не согласно с выводами, указанными в акте контрольного мероприятия, при его подписании в день окончания проверки руководитель проверяемой организации (или, если он находится в отпуске, командировке и т. д., лицо, им уполномоченное) должен сделать об этом отметку «С возражениями» или «С замечаниями» (либо иную) перед своей подписью.

Согласно ст.

16 Закона о защите прав юридических лиц проверяемое учреждение в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий контрольный орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

В подготовленных возражениях рекомендуем указывать конкретную страницу акта и его положения, с которыми не согласно учреждение, а также свои аргументы и нормы законодательства, подтверждающие позицию. Свои замечания можно оформить, например, в виде следующей таблицы.

№ п/п

№ страницы акта проверки (при необходимости можно указать номер абзаца)

Описание выявленного нарушения

Позиция проверяемого учреждения

1

2

3

4

По нашему мнению, возражения необходимо составить в двух экземплярах, один из которых оставить в учреждении, а второй направить нарочным либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Отметим, что аналогичные нормы содержатся, например, в п. 45, 65 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.

2013 № 1092, в силу которых проверяемое учреждение вправе представить письменные возражения на акт проверки (ревизии) в течение 10 рабочих дней со дня его получения.

Письменные возражения прилагаются к материалам проверки (ревизии).

Материалы проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 50 дней со дня подписания акта. По результатам рассмотрения и будет принято решение о принятии либо непринятии возражений.

Если возражения не будут приняты, учреждение может либо оспорить их в вышестоящем органе (допустим, если проверку проводил территориальный орган Роструда, следует обращаться непосредственно в Роструд), либо в суде.

Обратите внимание:

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/930433.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.