Жалоба на нецелевое использование денежных средств

Содержание

Нецелевое использование: судебная практика 2020 года / / Совет муниципальных образований Хабаровского края

Жалоба на нецелевое использование денежных средств

Правовую основу регулирования финансовых взаимоотношений с использованием государственных активов устанавливают нормы Бюджетного Кодекса РФ. Согласно положениям БК РФ, получатели ассигнований из бюджета ответственны за их целевое использование. При установлении фактов нецелевого расходования к получателю применяются административные либо уголовные санкции.

Наказание за нецелевое использование бюджетных средств.

Что такое нецелевое использование бюджетных средств?

Прежде чем углубляться в понимание упомянутого словосочетания, следует помнить, что любые бюджетные средства сопровождаются принципом адресности, а также целевого характера.

Иначе говоря, все выделенные из бюджета деньги предназначаются для конкретных целей и получателей. Это закрепляется в 38 –ой статье российского Бюджетного Кодекса.

Следовательно, противоречие данным принципам свидетельствует о нецелевом расходовании денежных средств из бюджета.

Нецелевое использование бюджетных средств – это их полное, а также частичное направление и трата на цели, которые не совпадают с условиями их получения, утвержденными хотя бы одним из документов:

  • Законом о бюджете;
  • Бюджетной сводной росписью;
  • Сметой по бюджету;
  • Соглашением о предоставлении соответствующих субсидий;
  • Различными договорами, а также иными правовыми документами.

Таким образом, правонарушение заключается в совершении действий/бездействий распорядителя и получателя денежных средств из бюджета, приведших к отклонению от целей, ранее определенных в документации.

Взыскание ущерба

В случае, когда в ходе контрольного мероприятия установлены факты причинения ущерба РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию и в соответствии со статьей 270.2 БК РФ органами государственного (финансового) контроля может быть вынесено предписание, содержащее требование о возмещении причиненного ущерба.

Позиция Минфина РФ, изложенная в письме от 29.12.2014 №02-01-10/68389, заключается в том, что возмещение ущерба, нанесенного в связи с нарушением бюджетного законодательства и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, должно осуществляться или обеспечиваться лицом, допустившим указанное нарушение.

Виды нецелевых затрат бюджета

Наказание за нецелевое использование бюджетных средств применяется, если:

  • Финансы направлены на неоговоренные расходы в соответствии с планированием на отчетный период;
  • Совершен неправомерный денежный перевод с одной статьи классификации бюджета на другую с целью покрытия расходов;
  • Осуществлены оплаты из бюджетов другого уровня;
  • Произведены платежи из бюджета, хотя по плану должны задействоваться внебюджетные фонды;
  • Оплачены работы, товары, услуги, не имеющие отношение к деятельности и специфике учреждения;
  • Покрываются расходы другого юридического лица;
  • Финансируются строящиеся объекты не из перечня, а также те, по которым оно не запланировано;
  • Нарушены условия использования и предоставления субвенций, субсидий;
  • Произошло замещение бюджетных разделов и целей;
  • Полученная прибыль от хозяйственной деятельности используется вопреки плану.

Вместе с тем, существуют случаи применения субсидий не по назначению:

  1. Платежи за услуги или работы, не оговоренные условиями договора о передаче субсидий;
  2. Оплата услуг или работ, которые не были выполнены;
  3. Оплата содержания имущества, если оно не принадлежит предприятию.

Распространенные правонарушения

Штраф за нецелевое использование бюджетных средств может назначаться за:

  1. Направление поступлений на оплату расходов, которые не оговорены в плане по финансово-хозяйственной деятельности на отчетный год.
  2. Несанкционированный перевод средств между статьями бюджетной классификации. В данном случае речь идет о том, что поступления, предусмотренные для расходования в одном направлении, перемещаются для покрытия затрат в другом.
  3. Осуществление платежей, закрытие которых должно производиться из бюджетных средств другого уровня или внебюджетных фондов.
  4. Направление поступлений на оплату услуг и работ, не относящихся к деятельности предприятия, на содействие коммерческим организациям, покрытие расходов иного юрлица.
  5. Использование средств на погашение коммунальных платежей, возникших у сторонних потребителей (арендаторов и проч.), безвозмездно.
  6. Финансирование объектов, строящихся в том числе, по которым оно не предусмотрено по установленному порядку и которые не входят в соответствующие перечни, а также затраты, не определенные в проектно-сметных документах.
  7. Использование субсидий и субвенций с несоблюдением условий их предоставления.
  8. Трату финансов из фондов государственных исполнительных органов по направлениям, предусмотренным в других разделах баланса.
  9. Расходование средств от деятельности, приносящей прибыль, на цели, которые не установлены в плане.

Казенные учреждения являются участниками бюджетного процесса и на них распространяются нормы, установленные БК РФ. Понятие бюджетного нарушения, их виды и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение, предусмотрены гл. 29 и 30 БК РФ. В ходе проверок деятельности казенных учреждений выявляются бюджетные нарушения, указанные в таблице 1.

Таблица 1

Статья БК РФ Бюджетное правонарушение Меры принуждения
306.4 Нецелевое использование бюджетных средств – направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средствНецелевое использование межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. Передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.Бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы РФ, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
306.8 Нарушение (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств. Бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Меры бюджетного принуждения, предусмотренные кодексом, применяются к юридическим лицам. Вместе с тем в соответствии с п. 7 ст. 306.2 БК РФ наряду с применением бюджетных мер принуждения применяются меры ответственности в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в частности КоАП РФ.

Порядок составления и представления бюджетной отчетности установлен приказом Минфина РФ от 28.12.2010 №191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ» (далее – Инструкция № 191н). Согласно п.

Таким образом, подлежат привлечению к ответственности должностные лица за нарушение сроков представления отчетности, установленных распорядителем или представление не в полном объеме всех предусмотренных форм.

Помимо указанных противоправных действий, неотражение в бюджетном учете фактов хозяйственной жизни, повлекших искажение данных отчетности квалифицируется как ненадлежащее исполнение возложенных служебных обязанностей и также влечет административную ответственность должностных лиц (такое разъяснение доведено, например, территориальным управлением Росфиннадзора в г. Санкт-Петербурге).

В силу пункта 1 ст.

221 БК РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденными приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н.

Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.

Как указано в п. 6 Общих требований, к представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы.

Таким образом, обоснования (расчеты) плановых сметных показателей являются неотъемлемой частью сметы, следовательно, утверждение сметы без подобного обоснования (расчетов) части сметных показателей является неправомерным и влечет административную ответственность.

Источник: https://system-bryansk.ru/uk/necelevoe-rashodovanie-byudzhetnyh-sredstv.html

Ответственность за нецелевое использование средств бюджета — Audit-it.ru

Жалоба на нецелевое использование денежных средств

Ларцева Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Несмотря на то, что субсидии, предоставляемые бюджетным (автономным) учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания либо на иные цели, не являются бюджетными средствами, административная ответственность, предусмотренная ст. 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование средств бюджета, применяется и в отношении указанных субсидий. Об этом свидетельствует обширная судебная практика.

В начале порассуждаем о правомерности применения ст. 15.14 КоАП РФ в отношении субсидий, предоставленных бюджетным (автономным) учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

Названной статьей предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. При этом в части применения данной статьи под нецелевым использованием бюджетных средств понимаются:

1) направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств;

2) направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В первом случае субъектами правонарушений могут выступать только участники бюджетного процесса, поскольку речь идет об использовании бюджетных средств.

Во втором случае к субъектам правонарушений могут быть отнесены и бюджетные (автономные) учреждения, не являющиеся участниками бюджетного процесса, но использующие средства субсидий, полученных из бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания либо на иные цели. Такие субсидии предоставляются на основании соглашений, заключенных с учредителями.

При списании средств субсидий с единого счета бюджета и зачислении на лицевые счета бюджетных (автономных) учреждений обозначенные средства переходят из разряда бюджетных средств в средства учреждений.

Несмотря на это, в случае выявления нецелевого использования средств субсидий, по мнению автора, к учреждению и его должностным лицам может быть применена административная ответственность, предусмотренная ст. 15.

14 КоАП РФ.

Стоит отметить, что нормами данной статьи за нецелевое использование бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, предусмотрено наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – в размере от 20 000 до 50 000 руб. (или дисквалификация на срок от одного года до трех лет);
  • на юридических лиц – от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

Случаи нецелевого использования субсидий

Если проанализировать сложившуюся за последнее время судебную практику, то можно увидеть, что в качестве нецелевого использования субсидий проверяющие чаще всего отмечают следующие случаи:

1. Оплата работ (услуг), не предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии и (или) государственным заданием.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2016 № 09АП-23860/2016 по делу № А40-1215/16 рассматривался иск о правомерности привлечения бюджетного учреждения к ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование средств субсидии.

Из материалов дела. По итогам проведенной Росфиннадзором проверки было зафиксировано правонарушение, допущенное учреждением, по ст. 15.

14 КоАП РФ: учреждение осуществило нецелевое расходование средств федерального бюджета (субсидии), выразившееся в оплате услуг по добровольному страхованию транспортных средств (КАСКО), расходы на оплату которых не были предусмотрены соглашением о предоставлении субсидии, а также государственным заданием.

Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ. Административное наказание назначено учреждению в минимальном размере – в виде административного штрафа в размере 5% суммы средств, использованных не по целевому назначению.

Суд первой инстанции установил, что соглашением о предоставлении субсидии на выполнение государственного задания установлена обязанность учреждения использовать такую субсидию в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), определенными в государственном задании. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, определенных соглашением, учреждение несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Поскольку оказание услуг по добровольному страхованию транспортных средств (КАСКО) государственным заданием и соглашением не предусмотрено, указанные услуги не могли быть оплачены за счет средств субсидии из федерального бюджета.

Апелляционный суд признал выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/contracts/a72/910667.html

Нецелевое использование бюджетных средств

Жалоба на нецелевое использование денежных средств

   Расходы каждого муниципального или государственного органа производятся в строгом соответствии с утвержденным планом.

Кроме того, по итогам прошедшего календарного года обоснованность всех трат будет подлежать проверке на соответствие ранее утвержденной сметы расходов.

В этой связи, оплата каждого заключенного государственного контракта изначально должна быть заложена в бюджете. Затраты на заранее не предусмотренные товары, работы или услуги не допускаются.

   Кроме того, оплата за полученный товар должна быть произведена именно надлежащему лицу. Нарушение рассмотренных правил в сфере тендеров, закупок, торгов часто свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств. Вот когда нужна помощь нашего адвоката, который выстроит линию защиты и будет отстаивать Ваше право: профессионально, на выгодных условиях и в срок.

Виды нецелевого использования бюджетных средств

   Нецелевое использование возможно в следующих случаях:

  • Незапланированные расходы. Данный пункт является формальным и состоит в точном соответствии произведенных затрат утвержденному вначале года бюджетному плану.
  • Преждевременная оплата. Любые затраты должны иметь обоснование. В части заключенного по итогам тендера государственного контракта следует обратить внимание на сроки оплаты за работы или услуги. В этой части государственная структура не вправе производить оплату в нарушение оговоренного графика. Это в полной мере распространяется на оплату не оказанных услуг и неполученного товара. В этой связи также не допускается заключение и последующее исполнение государственного контракта на условиях предоплаты.
  • Чрезмерная оплата. Государственный или муниципальный орган приоритетно должен избирать поставщика с наименьшим ценовым предложением. При таких обстоятельствах, обязательным условием конкурса на поставку товара должна быть именно цена договора. Заключение и оплата работ, стоимость которых превышает среднерыночную может свидетельствовать о нецелевом и необоснованном расходовании бюджетных средств.
  • Оплата неуполномоченному лицу. Даже после реального получения работ (услуг) государственной структуре следует крайне внимательно проводить оплату полученного. Оплатить счет необходимо исключительно правомочному законному кредитору. В данной части актуален вопрос о принятии договора цессии и произведении оплаты новому кредитору. Подобный договор нуждается в тщательной проверке, поскольку в случае его ничтожности возможно инициирование вопроса о нецелевом расходовании бюджетных средств. Кроме того, этот же пункт распространяется на оплату услуг компании, которая неспособна их оказать. Например, нецелевой может быть признана оплата за юридическую помощь строительной фирме.
  • Приобретение не профильных товаров. Ввиду того, что каждый государственный орган имеет цель и задачи своей роботы, приобретение каких-либо товаров / работ / услуг должно в полной мере соотносится с такими целями. В этой связи следует отметить, что в данном случае нецелевое расходование бюджетных средств возможно и при запланированных тратах на ненужные товары.

   Вопрос о нецелевом использовании бюджетных средств рассматривается в каждом случае самостоятельно. Поэтому приведенный перечень ситуаций очевидно не является окончательным.

Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

  Последствием нарушения порядка расходования государственного бюджета является инициирование соответствующего дела по административному правонарушению. При этом, состав именно административного нарушения по статье 15.14 КоАП РФ ограничен полуторамиллионными суммами.

   Важно обратить внимание, что к ответственности также может быть привлечен и сам незаконный получатель бюджетных средств.

С этой целью уполномоченным органом будет рассмотрен вопрос о намерениях и совершении целенаправленных действий со стороны организации, которые и привели к незаконному расходованию бюджета.

   Размер наказания для государственного служащего варьируется от двадцати до пятидесяти тысяч. При этом, вместо штрафа может быть назначена дисквалификация не более чем на три года, что лишит возможности дальнейшей работы в указанный период в качестве госслужащего.

   Для получателя незаконно израсходованных бюджетных денег ответственность зависит от суммы полученного. Минимальная санкция составит пять процентов. Ее пределы – 25% от размера нецелевого расходования средств.

   Уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

   В случае достижения, а равно превышения полуторамиллионного порога нецелевых расходов, ответственность за подобные деяния предусматривается уголовным законодательством.

   В зависимости от количества задействованных лиц (соисполнителей преступления), а также размера незаконно выведенных из бюджета денег статьей 285.1 УК Российской Федерации определена санкция – до пять лет лишения свободы.

   Аналогично административному, в уголовном наказании также может присутствовать запрет на дальнейшую работу государственного либо муниципального сотрудника.

   Также смотрите видео с советами адвоката по уголовным делам, они универсальны для любого случая привлечения к уголовной ответственности и могут быть взяты за основу Ваших шагов:

Источник: https://zen.yandex.ru/media/katsaylidi/necelevoe-ispolzovanie-biudjetnyh-sredstv-5b0121d67425f529296bc01e

Чем грозит нецелевое расходование средств

Жалоба на нецелевое использование денежных средств

Как уже было сказано выше, во время распределения бюджетных средств указывается не только сумма выделения, но и цель ее практического использования.

При этом согласно ранее составленному плану от бюджетной организации, уровень обеспечения устанавливается в зависимости от поставленных финансовых и хозяйственных задач на будущий год.

И возможность оперирования деньгами разрешается только в пределах статей и сумм.

Если проверяющей службе удастся выявить, что деньги были использованы вне плана, но на нужды предприятия, то к виновным лицам применяются нормы административной ответственности.

Так, наказание применяется, как к служащим, допустившим нарушение, так и к самой организации. Штрафовать должностных лиц можно в пределах 20 000 – 50 000 рублей. Штраф для предприятий рассчитывается в зависимости от объема израсходованных денег и может быть в пределах 5-20 процентов от общей суммы затрат.

Например, директор С предприятия А оформил реализацию денег на ремонт служебных помещений, что не было запланировано бюджетными средствами. После выявления нарушения и рассмотрения административного протокола директор был оштрафован на сумму в 40 тысяч рублей, а предприятие потеряло возможность использования 15% денег от незаконно реализованных.

https://.com/watch?v=tOYUUJLKAdI%3Ffeature%3Doembed

Нецелевое использование бюджетных средств проблемы квалификации и ответственность

Бычков С.С., начальник отдела методологии исполнения бюджетовДепартамента бюджетной политики Минфина России

     Вопросы определения нецелевого использования бюджетных средств при проведении проверок (ревизий) бюджетных учреждений органами государственного (муниципального) финансового контроля по-прежнему остаются весьма острыми.

В настоящей статье рассматривается ряд наиболее острых вопросов квалификации нецелевого использования бюджетных средств, возникающих по результатам проверок (ревизий) бюджетных учреждений.

При этом в данной статье ограничимся рассмотрением случаев полного соответствия фактически проведенных операций данным первичных документов (контракт (договор), акты выполненных работ (услуг), акты о приеме-передаче, накладные и т.д.). 

Ошибки при указании КОСГУ в платежных документах

     Вопросы о квалификации бюджетных правонарушений, связанных с выявляемыми ошибками при указании кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), в платежных документах занимают особое место.

    При определении нецелевого использования бюджетных средств в связи с применением КОСГУ проверяющие исходят из принципа статьи 38 Бюджетного кодекса РФ о целевом характере бюджетных средств, означающего доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В этой связи, по мнению проверяющих, любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете (смете) при выделении конкретных сумм, содержат признаки нецелевого использования бюджетных средств.

При этом одним из основных критериев нецелевого использования бюджетных средств является ошибочное указание в платежных документах кодов КОСГУ, которое исходя из предмета и содержания первичных документов не соответствует Указаниям Минфина России о порядке применения бюджетной классификации.

    Вместе с тем наличие (отсутствие) оснований для определения в таких случаях нецелевого использования бюджетных средств, допущенного бюджетным учреждением, зависит от целой совокупности обстоятельств, которые на практике проверяющие учитывают не в полном объеме.

    Во-первых, в настоящее время главный распорядитель бюджетных средств обладает значительной свободой в управлении бюджетными средствами, выделяемыми ему финансовым органом.

В частности, на федеральном уровне с 2008 года Минфин России доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета лимиты бюджетных обязательств по кодам КОСГУ укрупненно (ЛБО доводятся в целом по подстатье КОСГУ 220, подстатье 300 и т.д. — приказ Минфина России от 17.12.2008 № 143н).

Поэтому определение, по какому конкретно коду КОСГУ доводятся ЛБО до конечных получателей бюджетных средств и на какие цели, в первую очередь зависит от главного распорядителя бюджетных средств. В этой связи определяющим документом, устанавливающим, на какие именно цели предусматриваются суммы расходов на текущий финансовый год по каждому конкретному коду КОСГУ, является бюджетная смета (как правило, утверждаемая главным распорядителем бюджетных средств), а не Указания Минфина России о порядке применения бюджетной классификации. Необходимо также отметить, что распределение бюджетных ассигнований законом (решением) о бюджете устанавливается по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета, но не увязано с кодами КОСГУ (

Для определения целевого характера расходов средств субсидии на иные цели, как правило, применяются следующие критерии:

1

Соблюдение условий по целевому расходованию средств субсидии, предусмотренных: 

  • порядком определения объема и условий предоставления субсидии, установленным в публично-правовом образовании в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ;
  • соглашением о предоставлении субсидии.

2

Соблюдение условий по целевому расходованию, предусмотренных Сведениями об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на год (код формы по ОКУД 0501016) (далее – Сведения). Форма составляется в порядке, предусмотренном Требованиями к плану ФХД государственного (муниципального) учреждения, и утверждается органами, осуществляющими в отношении учреждений функции и полномочия учредителей.

В отличие от субсидий на выполнение задания, при определении целевой направленности расходов за счет субсидий на иные цели применяются коды бюджетной классификации.

Начиная с 2016 года расходы за счет средств субсидий на иные цели осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания расходных операций кодам видов расходов и целям предоставления субсидий в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (ч. 16 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ; ч. 3.10 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ; Порядок санкционирования расходов, осуществляемых за счет средств целевых субсидий, для федеральных бюджетных и автономных учреждений, утвержденный приказом Минфина России от 16 июля 2010 г. № 72н). До 1 января 2016 года санкционирование расходов бюджетных и автономных учреждений за счет целевых субсидий и субсидий на осуществление капитальных вложений проводилось только после проверки документов и соответствия содержания расходных операций кодам КОСГУ.

Коды бюджетной классификации, указанные в Сведениях, должны соответствовать целям предоставления субсидии, указанным в соглашении. При нарушении этого условия учреждению желательно просто не подписывать соглашение и не расходовать средства до устранения нарушений.

ВНИМАНИЕ!

Если целевая субсидия предоставляется бюджетному или автономному учреждению в рамках реализации целевой программы, то при определении целевого характера расходов необходимо руководствоваться не только содержанием соглашения о предоставлении субсидии, но и положениями этой программы (решение Арбитражного суда Курской области от 10 февраля 2015 г. по делу № А35-8409/2014).

Условия о возврате в доход бюджета использованных не по целевому назначению средств субсидий на иные цели, как правило, прямо предусматриваются уполномоченными органами при утверждении порядка определения объема и условий предоставления субсидии в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (см., например, п. 6 Порядка, утв. приказом МИД России от 12 октября 2015 г. № 19225, п. 3 Правил, утв. приказом Минобороны России от 24 июля 2014 г. № 513).

Средства целевых субсидий могут перечисляться на банковские счета автономных учреждений в рамках возмещения расходов, ранее произведенных такими учреждениями за счет собственных средств (ч. 3, ч. 3.7 ст. 2 закона об автономных учреждениях, письмо Минфина России от 29 января 2013 г. № 02-13-06/295).

Операция по получению дохода в виде начисленных процентов на неснижаемый остаток денежных средств целевых субсидий на расчетном счете автономного учреждения в коммерческом банке является доходной и, соответственно, не может рассматриваться в качестве операции по осуществлению расходов за счет средств субсидий. Поэтому в качестве нарушения в контексте ст. 306.

4 Бюджетного кодекса РФ и такая операция квалифицирована быть не может.

Судебная практика

В настоящее время в судах рассматривается довольно много дел подобного типа. Суть многих из них сводится к неправильной КОСГУ. Некоторые касаются неверного применения КБК.

Имеют место и случаи, когда бюджетным учреждением были получены деньги за какую-либо услугу и далее потрачены на свои нужды.

По закону средства должны быть перенаправлены в бюджет, и только после выданы организации на расходы.

Ежегодно бюджетная организация составляет план расходов. Указанная сумма в нем не должна быть превышена ни при каких обстоятельствах. Если наблюдается перерасход, то это автоматически является поводом для рассмотрения ситуации в судебном порядке.

Срок давности за нецелевое расходование или хищение бюджетных средств равен 6 годам. Каждое нарушение из вышеперечисленных рассматривается в частном порядке, и даже опытные адвокаты не всегда способны предугадать исход суда.

Рассмотрение подобных дел производится по определенным правилам. Чтобы подсудимый был признан виновным, нужно чтобы основания для применения наказания сошлись на одном преступном действии.

Такими основаниями являются:

  • подсудимый является должностным лицом, которое имеет право самостоятельно распоряжаться бюджетными поступлениями;
  • подсудимый должен осознавать на момент совершения действия какие изменения они понесут за собой.

Очевидно, что субъектом преступного действия может выступать только высокопоставленное должностное лицо, ведь рядовой сотрудник не имеет право распоряжаться средствами на свое усмотрение. Что качается осознания последствий, то тут все гораздо проще. Факт осознания зачастую подтвержден должностью. Некомпетентный сотрудник занимать ее попросту не может.

Основной особенностью подобных дел является то, что обвиняемый имеет возможность оспорить выводы контролирующего органа до рассмотрения дела, так и в судебном порядке. Проштрафившейся организации и должностному лицу дается пять дней на оспаривание выводов контролирующей организации. Далее дело направляется в суд, решением которого может быть назначена уголовная ответственность.

Что является нецелевым использованием бюджетных средств

Предусмотреть полный список потенциальных нарушений расходования федеральных накоплений практически невозможно. Поскольку, как показывает статистика проведения целевых и внеплановых проверок, с каждым разом устанавливаются все новые и новые методы внебюджетного использования поступлений. Но можно выделить наиболее часто встречающиеся проступки:

  • трата денег происходит на те нужды, которые бюджетным учреждением не были запланированы на текущий год (все хозяйственные и финансовые потребности должны также быть распланированы на отчетный период);
  • если руководитель предприятия самостоятельно вносит изменения в объемы затрат по разным направлениям;
  • если с числа выделенных денежных средств были оплачены те виды затрат, покрытие которых должно происходить из других источников;
  • если средства используются на покрытие затрат, не относящихся к деятельности бюджетного учреждения;
  • оплата всех внутренних работ, не включенных в план на текущий год.

Это лишь вершина айсберга, но Бюджетный кодекс РФ максимально подробно описывает возможные нарушения со стороны должностных лиц и государственных организаций. Кроме того, дополнительно нормы нецелевого использования федеральных денежных средств оговариваются и в Уголовном кодексе России и административном своде норм.

Аналогичным образом формируется и механизм воздействия на злоумышленников в Украине. А вот Беларусь несколько серьезнее относится к порядку реализации республиканских денег, поэтому и меры воздействия – более жесткие.

Источник: https://mup-info.com/necelevoe-ispolzovanie-budzetnyh-sredstv/

Нецелевое использование бюджетных средств, какая отвественность

Жалоба на нецелевое использование денежных средств

Нецелевое использование бюджетных средств обычно представляет собой их направление на решение задач без наличия соответствующих законных оснований. Данное деяние выступает в качестве правонарушения бюджетных норм законодательства РФ. Осталось лишь ответить на вопрос, какие расходы являются нецелевыми.

Что это такое нецелевое использование средств?

Речь идет о нарушении бюджета, которое детально описано в ст. 306.4 ч. 1 БК РФ. В качестве нецелевого расходования выступает такое расходование поступлений, которое не соответствует законодательству о бюджете, соглашении и смете. В качестве правонарушения, если опираться на нормы ст.

306.1 ч. 1 рассматриваемого документа, признается нарушение требований бюджетного законодательства, в т. ч. нормативных актов, регулирующих финансовые отношения и договоры в данной сфере. Сюда же можно отнести нерациональное действие или его отсутствие со стороны главного распорядителя.

Кто может выступать в качестве получателя?

В ст. 6 указанного выше документа отмечено, что это могут быть:

– государственные структуры;

– управления фондов внебюджетного типа;

– органы управления на местном уровне;

– казенные организации;

– администрации муниципального характера.

Все они имеют возможность принятия и исполнения финансовых обязательств от официального представителя публично-правовой инстанции за счет конкретного фонда. При этом в роли получателя они не выступают, так что действие нормативов закона – ч. 1 ст. 306 – на него не распространяются.

Но нужно принять во внимание вторую часть, в которой есть упоминание о рассматриваемом действии. Ответственность согласно ей наступает за отсутствие принятия мер или неверное действие, приводящее к игнорированию законодательных норм, обеспечивающих регламентирование финансовых отношений.

Что касается мер принуждения, в данной ситуации они могут применяться по отношению к субъектам, которые не выступают в качестве участников действий. По этим причинам нецелевое пользование бюджетными деньгами со стороны казенной организации есть нарушение закона.

Что означает аббревиатура «КОСГУ»?

Традиционно под ней принято понимать классификацию операций, относящихся к сектору государственного управления. Точное значение предполагает комплекс действий, которые выполняются в рамках управления на уровне государства. В данном случае речь идет об использовании кодов в порядке, установленном державой, в частности – Минфином. Он же регламентирован в БК РФ, ст. 23.

В каждой статье этого документа описывается возможное направление, в котором будут расходоваться финансы. Затраты традиционно сопровождаются оформлением договора в письменном виде.

Если у проверяющих лиц имеются подозрения на нецелевое использование финансов, требуется изучение причин и обстоятельств, побудивших виновника сделать этот шаг. Если наблюдается нерациональное отнесение расходов на ст.

КОСГУ, ни о каком правонарушении не может идти речи. Это связано со следующими ситуациями:

– расходование денег обусловлено бюджетной сметой или иным документом;

– отсутствие злого умысла в действиях лица, нарушившего законодательство.

На практике нередко встречаются ситуации, в которых для оформления расходов организации не предусмотрена статья. В связи с этим перечень рассматриваемого классификатора имеет открытый характер.

В этой ситуации соотнесение затрат можно осуществить, если руководствоваться любым другим законодательным положением, ни в одной из ситуаций это деяние не будет совершено против закона.

Учреждению удастся избежать ответственности, если оно сможет своевременно обнаружить и устранить допущенные ошибки, например, отправить письмо в казначейство.

Меры ответственности за нецелевое использование бюджетных средств

Она прописана в таких документах, как Уголовный кодекс, Кодекс по административным правонарушениям и Бюджетный кодекс РФ. Согласно КОАП РФ, привлечение к ответственности происходит в таком порядке.

  1. Сначала собираются необходимые сведения со стороны проверяющих инстанций.
  2. Затем оформляется протокол о факте административного правонарушения, согласно ст. 28.3 КОАП РФ. Он оформляется силами должностных лиц в органах, имеющих соответствующие полномочия. Это Росфиннадзор, Счетная палата.
  3. После этого происходит рассмотрение дела, посвященного административному нарушению. По его итогам выносится акт. Он изучается на протяжении 15 дней с момента, когда был получен протокол.

Иногда отрезок времени, указанный в последнем пункте, может растянуться до 30 дней.

Административная ответственность

Она заключается в уплате штрафа в сумме от 20 до 50 т. р., дисквалификации на срок от одного до трех лет.

Юридические лица, в свою очередь, уплачивают 5-25% от величины, которая была направлена не по назначению. В ст. 23.

7 сказано, что дела такого плана рассматриваются со стороны федерального органа исполнительной власти, который осуществляет контроль и надзор в бюджетной области, это Росфиннадзор.

Уголовная ответственность

Она традиционно наступает в том случае, если объем средств, которые были израсходованы не по назначению, превысил отметку в 1,5 миллиона рублей, по статье 285.1 УК РФ.

В рассматриваемой ситуации виновному лицу придется заплатить штраф в сумме 100-300 тысяч рублей, а также быть арестованным на срок до полугода или лишенным свободы на период до двух лет.

Иногда судья может направить на принудительные работы.

При совершении злодеяния на основании предварительного сговора или целой группой лиц наказание станет более серьезным. Штрафная санкция станет равна 200-500 т. р. или будет представлять собой размер дохода за 3 года.

Запрет на ведение деятельности будет наложен на 3 года. Наряду с этим могут назначаться работы принудительного характера в течение 5 лет. На такой же срок грозит и тюремное заключение.

Эти же санкции применяются, если объем нецелевого расходования средств составил 7,5 млн. рублей и более.

Бюджетная ответственность

Согласно нормам соответствующего кодекса, а именно – ст. 289, если денежные средства были растрачены не по назначению, они могут быть изъяты. Ранее применялось иное наказание, в частности – блокирование расходов. Однако с 2010 года рассматриваемая норма перестала действовать.

Примеры нецелевого расходования бюджетных средств

Данное преступление может быть квалифицировано исключительно в том случае, если кассовые расходы учреждением уже были понесены. Стоит рассмотреть несколько практических ситуаций подобных правонарушений:

  • внесение платы за услуги и работы, не связанные с основной специализацией организации;
  • оплата коммунальных услуг без возмещения соответствующих затрат;
  • выделение финансов для строительства объектов, которое по факту не осуществляется;
  • несение затрат, которые не предусмотрены в рамках проекта;
  • обеспечение бюджетных фондов целевого характера, а также резервов, относящихся к исполнительной власти;
  • реализация конкретных программ для достижения целей, которые предусмотрены иными разделами бюджета.

В каком порядке происходит обжалование решения росфиннадзора?

Если руководство организации желает выразить несогласие с решением, принятым проверяющей стороной, и считает, что траты были законными, оно может быть обжаловано.

Порядок при этом описывается более детально в ст. 30 Кодекса по административным правонарушениям.

Предоставление обращения происходит по адресу судебной инстанции или контролирующего органа на протяжении 10 дней с момента, когда было получено постановление.

От получателя жалобы на протяжении трехдневного отрезка времени требуется направление ее в адрес судьи с приложением соответствующих материалов. Фискальный орган, в свою очередь, осуществит рассмотрение документов на протяжении двух месяцев и вынесет окончательное решение. Оно может заключаться в следующих аспектах:

  • отказ в удовлетворении жалобы, при этом постановление продолжает действовать;
  • отмена решения в том случае, если основание для его вынесения не получило фактических доказательств;
  • отмена постановления и возврат дела в контролирующую инстанцию в целях повторного рассмотрения при выявлении правонарушений.

Именно в этом законодательстве дано максимально точное определение нецелевого расходования бюджетных средств. Что касается наказания, оно предусмотрено нормативами КОАП РФ и УК РФ. К самым распространенным видам ответственности можно отнести штрафы, дисквалификацию, тюремное заключение.

Источник: https://advokati-moscow.ru/info/necelevoe-ispolzovanie-budzhetnih-sredstv/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.