Жалоба на инструкцию по 44 фз

Содержание

Как обжаловать результаты закупок по ФЗ-44 в ФАС

Жалоба на инструкцию по 44 фз

Российское правительство стремится отойти от практики оформления договоров «по знакомству», если речь идет о поставках товаров и услуг госструктурам. Так появились электронные торги, аукционы, тендеры.

Бюджетная организация, нуждающаяся в чем-либо, размещает соответствующую информацию в ЕИС и собирает заявки от претендентов.

Заранее объявляются условия выбора победителя (минимальная цена, выполнение ряда обязательных условий и т.д.). В целом участники торгов оказываются под достаточно жестким прессингом.

Заказчик может отклонить заявку под любым предлогом, например, сославшись на несоблюдение бюрократической процедуры.

Что же делать, если вы полагаете, что действия одной из сторон прямо или косвенно нарушают закон? Обидеться на всех и отказаться вообще от участия в торгах? Юристы ООО «СтарТендер» говорят о том, что свои права можно и нужно отстаивать. И первая инстанция на этом пути — ФАС.

Что может стать причиной для обращения в ФАС

Перечень ситуаций, когда действия одной из сторон могут быть опротестованы, практически неограничен. В частности исполнитель может обжаловать в ФАС действия заказчика в любой из ситуаций, перечисленных ниже:

  • завышены требования в части обеспечения. Заказчик хочет, чтобы обеспечение составляло не 5% от контракта, а 50% и так далее;
  • потенциального исполнителя без объяснения причин отстранили от торгов;
  • заказчик вынуждает победителя отказаться от подписания контракта;
  • в процессе торгов меняются требования к закупаемым товарам или услугам;
  • в закупочной документации указаны требования к товарам или услугам, делающие тендер недоступным для большинства потенциальных исполнителей;
  • в тендерной документации указаны требования к участникам, противоречащие закону и т. д.

Важно подчеркнуть, что приведенный перечень не является полным и исчерпывающим. Определить, что сделано в соответствии с законом, а какие действия добавят работы сотрудникам ФАС может только опытный юрист по госзакупкам, такой, какие работают в ООО «СтарТендер».

В соответствии с действующим законодательством участник торгов может обжаловать действие бездействие не только непосредственно заказчика, но и оператора ЭТП; комиссии, рассматривающей заявки, и отдельных ее членов; контрактных управляющих и т. д.

Важно понимать, что ФАС в любой ситуации не является последней инстанцией, решения которой обжалованию не подлежат. Если подателя жалобы не устраивает вынесенное решение, в дальнейшем можно обращаться в Арбитражный суд по месту нахождения ответчика, если иное не предусмотрено договором или законом.

В какие сроки можно подавать жалобу в фас?

В принципе никто и ничто не может помешать подать жалобу в ФАС сразу после того, как информация о проведении торгов размещена в ЕИС. Но, предусмотрены и крайние сроки, по истечении которых ФАС просто не будет принимать жалобу к рассмотрению.

Так заявителю дается только 10 дней на обжалование действий или бездействия с момента, как в ЕИС размещены:

  • протокол рассмотрения заявок, если речь идет о конкурсе или запросе котировок;
  • протолок запроса предложений, если цель заказчика была именно такова.

Если аукцион или конкурс был закрытым, данные о нем не размещаются в ЕИС, то на подачу жалобы участнику дается 10 дней с момента, как комиссия подписала протокол.

Если речь идет о завышенных требованиях к потенциальным поставщикам, то жалобу в ФАС следует подать до того, как будет объявлено о завершении приема заявок от участников.

Если заказчик отказывается от заключения контракта, выставляет дополнительные требования, не предусмотренные изначально, то у исполнителя время на подачу жалобы ограничено сроком до момента, пока не поставлены подписи ответственных лиц на договоре.

Куда отправлять жалобу на заказчика по 44-ФЗ? Какие реквизиты обязательны?

Направлять жалобу можно в орган ФАС России в своей области, крае или республике. Ехать сразу в Москву нет необходимости.

При составлении жалобы важно соблюсти определенные бюрократические процедуры в оформлении. Нарушение хотя бы одной из них — повод отказать в рассмотрении жалобы по существу.

Обязательные элементы жалобы:

  • юридические и почтовые реквизиты заявителя и лица, действия которого обжалуются. Если одна из сторон — физическое лицо, достаточно указать ФИО, почтовый адрес. Телефон, электронная почта — при наличии подобной информации. ФАС не вправе отказать в рассмотрении жалобы, если данные реквизиты отсутствуют в заявлении;
  • сведения о торгах, аукционе;
  • описание действий или бездействия юридического или частного лица, послуживших поводом для подачи жалобы;
  • документы в обоснование своей позиции.

На заявлении в обязательном порядке ставится дата и подпись лица, наделенного полномочиями заверять подобные документы.

Важно: все подаваемые жалобы размещаются в ЕИС, если речь не идет о закрытых торгах. Ознакомиться с информацией может любой желающий.

В соответствии с законодательством предусмотрены следующие варианты подачи жалобы в ФАС:

  • лично в приемную территориального отдела ФАС. Если задание поручено работнику предприятия, у него должна быть доверенность на совершение подобных действий;
  • направить почтой РФ. В конверт вкладывается опись содержимого. Письмо — заказное, с уведомлением;
  • отправить на электронный адрес ФАС. Обязательное условие — наличие у заявителя ЭЦП.

Причины отклонения жалоб, поданных в ФАС

У участника торгов очень много причин обращаться с жалобами в ФАС. У последней инстанции не меньше поводов отклонить поступившее заявление. Вот только основные причины для отказа в рассмотрении:

  • при составлении жалобы не учтены положения ст. 105 ФЗ-44;
  • отсутствует подпись ответственного лица организации-заявителя;
  • если жалоба подписана не руководителем, а иным лицом, то его полномочия не подтверждены должным образом;
  • не соблюдены сроки подачи жалоб.

Ни одна из перечисленных ситуаций не станет поводом для отказа, если своевременно обратиться в компанию «СтарТендер». Квалифицированные юристы по закупкам проверят предоставленную документацию на соответствие законодательству, выделят важные моменты, подлежащие оспариванию.

Хотите участвовать в торгах и побеждать? Вам доступны в «СтарТендер»:

  • консультации от экспертов в области закупок по ФЗ-44;
  • составление жалоб в полном соответствии с требованиями законодательства
  • отстаивание ваших интересов в ФАС и Арбитражном суде.

Помните, что войну легче предотвратить, чем выиграть. Чтобы не тратить время на судебные разбирательства, закажите в ООО «СтарТендер» полное тендерное сопровождение. Мы возьмем на себя подготовку всех документов на любой стадии участия в торгах. Вас останется только заниматься развитием своего бизнеса!

Источник: https://star-tender.ru/company-news/kak-obzhalovat-rezultaty-zakupok-po-fz-44-v-fas

Как подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ в электронном виде

Жалоба на инструкцию по 44 фз

Нарушения в области госзакупок со стороны заказчиков, увы, не редкость. Для того, чтобы защищать свои права, участникам приходится обращаться в вышестоящие инстанции: Федеральную антимонопольную службу, или как ее еще принято называть ФАС, или Арбитражный суд.

Многие специализированные организации предлагают свою помощь в составлении жалобы, однако сделать это можно и самостоятельно, изучив требования главы 6 Федерального закона №44 а также рекомендации ФАС России, размещенные на их официальном сайте: http://fas.gov.ru/contacts/requests/poryadok-obrashheniya.html и http://fas.gov.

ru/contacts/requests/obrazczyi-dokumentov/trebovaniya-k-soderzhaniyu-i-srokam-podachi-zhalobyi-o-narushenii-zakonodatelstva-rf-o-zakupkax-tovarov,rabot,uslug-otdelnyimi-vidami-yuridicheskix-licz.html

Кто имеет право обращаться в ФАС и по каким вопросам

Итак, в компетенции антимонопольной службы находятся следующие вопросы: 

  • касающиеся содержания документации и правомерности требований, установленных в ней;
  • касающиеся действий/бездействий комиссии;
  • касающиеся действия оператора электронной площадки, в том числе и относительно аккредитации. 

В первом случае подать жалобу может любое юридическое или физическое лицо, вне зависимости от того является оно участником торгов или нет. Во втором и третьем – только те лица, чьи права ущемлены, то есть участники торгов, заявки которых незаконно отклонили, которые не смогли подать ценовые предложение во время аукциона из-за сбоев в работе электронной площадки и так далее. 

Что нужно сделать прежде чем подать жалобу в ФАС

Прежде, чем писать жалобу в ФАС, нужно четко определить для себя, что именно вы хотите обжаловать: какие действия заказчика, какой пункт документации и так далее. 

После того, как четкое представление сложилось, нелишним будет изучить практику по этому вопросу. Сделать это можно, зайдя в реестр жалоб на сайте www.zakupki.gov.ru

Возможно, подобные вопросы уже неоднократно рассматривались на практике, и решались исключительно в пользу заказчика. Скорее всего, в этом случае у вас нет шансов на победу и подача жалобы будет пустой тратой времени. 

Если после этого вы по-прежнему уверены в своей правоте, можно приступать к составлению жалобы. От того, насколько правильно это сделать, будет зависеть примут или нет документ к рассмотрению. 

Когда можно подавать жалобу в ФАС

Законом установлены четкие сроки, в которые должна быть подана жалоба в Федеральную Антимонопольную службу. Сделать это можно не позднее, чем через 10 дней после публикации итогового протокола (для конкурса это протокол подведения итогов, для аукциона – протокол рассмотрения вторых частей заявок, для запроса котировок – протокол рассмотрения котировочных заявок и так далее). 

В случае, если указанный срок пропущен, жалоба не будет принята и обращаться придется уже в Арбитражный суд. 

В вопросах, касающихся действий оператора электронной площадки, у заявителя есть 30 дней, которые начинаются с момента совершения действия/бездействия.

Как правильно составить жалобу в ФАС

Информация, которую должна содержать жалоба, определяется частью 8 статьи 105 Федерального закона №44. Она в обязательном порядке должна включать в себя:

  1. информацию об организации, действия которой обжалуются (наименование, контактные данные);
  2. информацию об организации или физическом лице, обращающемся с жалобой (наименование, контактные данные);
  3. информацию о закупке (реестровый номер на сайте www.zakupki.dov.ru, а также можно указать адрес электронной площадки в случае, если речь идет об электронном аукционе) либо информация об электронной площадке, если речь идет о нарушении законодательства в вопросах, касающихся аккредитации;
  4. информацию о действиях/бездействиях, которые обжалуются, с подробным указанием пунктов документации, реквизитов протокола и так далее, в зависимости от содержания конкретной жалобы. 

При подаче жалобы следует учитывать, что она может касаться только одной закупки. Если вы хотите обжаловать действия заказчика или содержание в нескольких размещениях, то документы относительно каждого нужно составлять отдельно. 

Жалоба должна быть подписана уполномоченным лицом. В приложениях должны содержаться документы, подтверждающие его права. Например, устав организации и приказ о назначении директора/генерального директора и так далее. 

Доказывая свои доводы, можно ссылаться не только на положения Федерального закона №44, но и другие документы с обязательным указанием полных данных. 

Куда нужно подавать жалобу

После того, как жалоба составлена, нужно определиться куда ее подавать. Обычно – в территориальное отделение УФАС России по той или иной области/краю/республике. Их список с указанием контактных данных можно найти на сайте Федеральной Антимонопольной службы в разделе “Территориальные органы”: http://fas.gov.ru/offices/spisok-ufas-rossii.html

Копия жалобы со всеми прилагающимися документами направляется в адрес заказчика или электронной площадки, действия которых обжалуются. 

В каком виде подается жалоба

Жалобы может быть подана как в электронном, так и в бумажном виде. В первом случае она может быть направлена на адрес электронной почты, при этом должна быть в обязательном порядке заверена электронной подписью лица, уполномоченного на подачу жалобы. 

В случае, если жалоба подается в бумажном виде, ее можно направить по почте или принести лично. При этом все листы в обязательном порядке должны быть прошиты и пронумерованы!

В какие сроки ФАС рассматривает жалобу

Жалоба, поданная в Федеральную антимонопольную службу, должна быть принята или отклонена в течение двух рабочих дней с момента ее поступления. 

Заявителю и лицу, в отношении которого подается жалоба, направляется уведомление о месте и времени ее рассмотрения, а также требование предоставить дополнительные документы, если это необходимо.

Рассмотрение жалобы осуществляется не позднее чем через 5 дней после принятия жалобы при личном присутствии сторон или уполномоченных лиц.

Во время заседания стороны имеют права приводить дополнительные доводы, а также соглашаться или не соглашаться с доводами, приведенными другой стороной. 

После заседания у комиссии есть 3 рабочих дня, для того чтобы окончательно принять решение, которое будет направлено в адрес сторон посредством электронной или почтовой связи. Обжаловать действия Федеральной антимонопольной службы можно в арбитражном суде.

Источник: https://mail.goszakupkirf.ru/instruktsii/48-kak-podat-zhalobu-v-fas-po-44-fz

Подготовка жалобы в ФАС по 44-ФЗ

Жалоба на инструкцию по 44 фз
44-ФЗ ВКонтакте 44-ФЗ на 44-ФЗ на ”

1. Внесение нужных участнику изменений в документацию (аукционную, конкурсную и пр.). 2. Обжалование решения закупочной комиссии об отклонении первой или второй части заявки. 3.

Обжалование действий заказчика при проведении закупки. 4. Обжалование действий заказчика при заключении контракта. 5. Обжалование действия оператора электронной торговой площадки. 6.

Для отмены закупки, продления срока проведения закупки

Кто может подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ

Подать жалобу может любой участник закупки.

По Федеральному закону № 44-ФЗ, участник закупки это практически любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, причем не обязательно имеющее аккредитацию на ЭТП.

Но в последнее время стали появляться решения ФАС об отказе в рассмотрении жалобы, если она подана участником не аккредитованным на соответствующей торговой площадке (на наш взгляд неправомерные отказы).

Куда обращаться с жалобой на заказчика по 44-ФЗ

Большинство участников государственных и муниципальных закупок рано или поздно приходит к необходимости обращения за защитой своих прав в контрольные органы. Постановлением Правительства РФ от 26.08.

2013 № 728 органом, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок определена Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Жалоба по 44-ФЗ на действия конкретного заказчика подается в территориальный орган ФАС по месту расположения заказчика.

Особенности подачи жалобы в разных субъектах РФ

Необходимо отметить, что жалоба подается не в центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы, а в территориальный орган ФАС по месту регистрации заказчика, закупка которого обжалуется.

Поэтому при подаче жалобы необходимо учитывать специфику сложившейся практики принятия решений в данном субъекте РФ, так как зачастую решения контролирующих органов по одному и тому же вопросу в разных субъектах РФ отличаются.

Обратитесь за квалифицированной юридической помощью по подготовке жалобы на документацию и действия заказчика к эксперту нашего портала

В каких случаях можно подать жалобу в ФАС

1.

Неправомерные требования документации Нередко при проведении государственных или муниципальных закупок заказчики неумышленно, а иногда намеренно включают в документацию о закупке неправомерные и избыточные требования как к самим участникам закупок, так и к документам, которые участники должны предоставить в составе заявки. Обращения в адрес заказчика с требованиями о внесении изменений в т.ч. через запрос разъяснений не приводят к положительному результату, что обуславливает необходимость подачи жалобы на положения документации в УФАС по месту нахождения заказчика.

2. Неправомерные действия заказчика, закупочной комиссии

В данном случае часто обжалуется в ФАС незаконное отклонение заявки на участие в процедуре определения поставщика и жалобы на признание победителем лица, заявка которого не соответствует документации о закупке. Также сюда можно отнести жалобы на нарушение заказчиком процедуры проведения закупки и несоблюдение требований протоколов рассмотрения.

3. Неправомерные действия заказчика при заключении контракта

К данной категории жалоб по 44-ФЗ можно отнести жалобы на нарушения заказчика при формировании проекта контракта, жалобы на отказ в приеме протокола разногласий на проект контракта или неправомерный отказ от заключения контракта с победителем закупки.

4. Жалобы на действия электронных торговых площадок

Наиболее редко встречающаяся жалоба, чаще всего вызванная отказом оператора ЭТП зарегистрировать участника закупки.

Какие сроки направления жалоб по 44-ФЗ

Жалоба на положения документации до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре
Жалоба на действия заказчика не позднее чем через пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов закупкиесли обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта – до заключения госконтракта
Жалоба на действия заказчика, связанные с заключением контракта не позднее даты заключения госконтракта
Жалоба на оператора торговой площадки в течение 30 календарных дней с даты совершения обжалуемых действий

Что должна содержать жалоба в ФАС

В различных ситуациях состав сведений и документов прилагаемых к жалобе сильно разнится.

Как правило, жалоба должна содержать в себе номер извещения о закупке на официальном сайте, информацию о заявителе и заказчике, ссылки на обжалуемые действия заказчика и положения законодательства которые они нарушают.

Непредставление необходимых в конкретном случае сведений и документов может стать причиной отказа в приеме жалобы на действия заказчика.

Что может стать причиной отказа рассмотрения жалобы

Территориальный орган ФАС РФ вправе отказать в приеме жалобы по нескольким причинам: – несоответствие требованиям, установленным Законом № 44-ФЗ; – отсутствие на жалобе подписи уполномоченного лица; – поступление жалобы по истечение установленного срока на подачу; – аналогичная жалоба уже рассматривается. При отказе в приеме жалобы можно устранить недочеты и подать ее повторно, либо если вы не согласны с отказом в приеме жалобы ФАС, то можно обратиться в суд.

Доверьте составление жалобы профессионалам

При составлении жалобы нужно очень хорошо разбираться в законодательстве о контрактной системе, чтобы выстроить логическую цепочку обоснования предъявляемых в жалобе требований.

Наши эксперты имеют большой опыт обжалования закупок по 44-ФЗ и помогут вам грамотно составить жалобу, которая с высокой степенью вероятности будет удовлетворена.

Свяжитесь с нами: (Теле2, WatsApp, Viber, Telegram) Получить юридическую помощь по данному вопросу Вы можете по телефону (Теле2, WatsApp, Viber, Telegram)

Источник: http://zakupki-inform.ru/uchastniku/podgotovka-zhaloby-v-fas.html

Как и на что можно подать жалобу в ФАС при закупках по 44-ФЗ. Сроки и процедура

Жалоба на инструкцию по 44 фз

Первое, что нужно сделать, когда есть желание поучаствовать в закупке – изучить положения документации (конкурсной или аукционной) на предмет соответствия закону и Вашим интересам.

Конечно, положения документации не должны соответствовать возможностям и пожеланиям именно Вашей организации, однако, есть ряд моментов, которые можно обжаловать, и постараться добиться формирования положения документации, более комфортных именно для Вас.

Вообще, жаловаться по 44-ФЗ (Закон о контрактной системе) можно или в ФАС, или в Арбитражный суд – но специфика закупок в том, что они проводятся за довольно короткий период времени, а, как мы все знаем, суды у нас проходят не быстро. Поэтому в суд имеет смысл подавать заявление только в случае, когда решение ФАС было не в Вашу пользу и Вы хотите использовать все возможности.

В ФАС можно жаловаться по двум основаниям:

  • на положения документации о закупке
  • на результаты закупки.

На положения документации можно жаловаться до момента окончания подачи заявок. Т.е. если окончание подачи заявок наступает 01.09 в 10:00, Вы можете подать жалобу в ФАС до 01.09 не позднее 9:59.

Жалоба на положения документации – это очень широкий круг вопросов, которые можно затронуть, например:

  • сокращён срок подачи заявок
  • не верно выбрана форма проведения закупки (конкурс/аукцион)
  • ошибки в способе формирования цены закупки
  • ошибки в требованиях к обеспечению заявки
  • нарушения в проекте контракта
  • излишне установленные или, наоборот не установленные там, где это необходимо, требования к лицензии или допуску СРО участника
  • не верно описан объект закупки
  • не объективно описан порядок оценки заявки при проведении конкурса
  • и так далее.

Список оснований для обжалования, по сути, бесконечен. Чем существеннее будет нарушение и чем более убедительно Вы его обоснуете, тем больше вероятность успеха на рассмотрении жалобы.

Сроки и процедура

На результаты закупки можно жаловаться в течение 5 дней с даты протокола, содержащего эти результаты (на этом этапе уже нельзя обжаловать положения документации).

Например, в аукционах, чаще всего жалуются на результаты рассмотрения первых частей заявок (ПЧЗ). В данном протоколе указывается, заявка какого из участников допущена к участию в аукционе, а какого нет.

В протоколе содержатся и сами основания отклонения заявки, которые и подлежат обжалованию.

Если же речь идёт о конкурсе, то чаще всего обжалуется применение порядка оценки заявок, установленного в документации. То есть, например, если оценивается количество сотрудников участника закупки и в заявке указано, что их 20 человек, а баллы насчитаны за 10 человек и, при этом нет обоснования такого расчёта, то это однозначно можно обжаловать и есть хороший шанс на выигрыш.

Жалобы в ФАС подаются в бумажном виде (подписанные уполномоченным лицом, с приложением документа, подтверждающего эти полномочия) или в электронном виде с электронной подписью руководителя организации. Наиболее удобной, особенно, в последнее время, конечно же, является электронная подача жалобы.

Жалобы в ФАС рассматриваются быстро – 5 рабочих дней с даты подачи жалобы – и, что важно, закупка приостанавливается до рассмотрения жалобы по существу (чего не бывает при рассмотрении в суде).

То есть, например, при обжаловании протокола рассмотрения ПЧЗ, с момента принятия жалобы, до её рассмотрения, закупка будет приостановлена в части подписания контракта.

Так как закупки проходят в электронном виде, то блокировку через ФАС никак не обойти.

Рассмотрение и предписание

Рассмотрение жалобы происходит, на сегодняшний день, исключительно в дистанционном формате.

За день или два до рассмотрения жалобы на почту заявителя приходит письмо из ФАС с подробной информацией по механизму подключения к онлайн заседанию и кодами доступа. Вопрос с подтверждением полномочий довольно туманный, т.к.

ФАС просто просит прислать скан доверенности на представителя заявителя, а документ, удостоверяющий личность, почти никогда не спрашивают (в редких случаях, просят показать его через камеру).

С учётом того, что камеры у участников заседаний далеко не всегда есть или работают, этот вопрос оставим «за скобками».

В назначенное время заявитель подключается к конференции, на которой присутствуют члены комиссии ФАС (обычно 3 человека) и представители заказчика.

Заявитель излагает свои доводы, далее заказчик представляет свои возражения, после чего комиссия задаёт участникам вопросы и даёт возможность прокомментировать выступление оппонентов. После выступлений сторон, комиссия отключает систему и остаётся для принятия решения.

Обдумывание может длиться от 1-2 минут до часа. После этого, конференция вновь восстанавливается и участникам оглашают решение.

Решений может быть 3 вида:

  • жалоба обоснована (если все доводы нашли подтверждение)
  • жалоба частично обоснована (если часть доводов подтвердилась)
  • жалоба не обоснована (если комиссия не согласилась с позицией заявителя).

По результатам решения может быть выдано или е выдано предписание, что как раз и является самым важным для заявителя.

Бывает так, что жалоба обоснована полностью, но нарушения столь не существенны, что предписания не выдают, а бывает, что жалоба не обоснована полностью, но в ходе внеплановой проверки (вне доводов жалобы), комиссия усмотрела некие иные нарушения и выдала предписание о внесении изменений в документацию.

В предписании, в случае его выдачи, указывается что нужно сделать заказчику или его комиссии и в какой срок. За неисполнение предписания ФАС, на заказчика может быть наложен существенный административный штраф.

Обжаловать или принять: действия после вынесения решения

Решение ФАС, если оно не устраивает ту или иную сторону, можно обжаловать в Арбитражном суде в течение трёх месяцев со дня вынесения решения.

Как правило, обжалованием занимаются заказчики, так как для них, сам факт признания жалобы обоснованной является болезненным, по причине возбуждения в этом случае административного производства и наложения соответствующих штрафов на заказчика или членов комиссии.

Для заявителя же, обжалование решения ФАС, равно как и положений документации или протоколов рассмотрения заявок, в судебном порядке, как правило является не интересным, так как требует расходов, а ощутимого результата, обычно, не приносит.

Проблема тут в том, что суды, до последнего времени занимали позицию, что раз контракт уже частично исполнен, то даже если были какие-то нарушения при его заключении, то расторгать его не целесообразно, так как это приводит к нарушению прав третьих лиц.

Это долгие годы ставило фактический барьер на обжалование в судах действий заказчиков и ФАС из-за бессмысленности этих действий. Однако, в 2020 г. начался процесс, который говорит о том, что, возможно, что-то стало меняться в сознании судейского корпуса.

Совсем недавно, по нескольким делам в Арбитражном суде СПб и ЛО были вынесены решения о расторжении контрактов, заключённых с нарушением норм закона. Все решения появились после жалоб участника рынка на отклонение его заявок на конкурсные процедуры.

Как минимум одно решение вступило в силу, после утверждения его апелляционной инстанцией.

Что касается общих рекомендаций по обжалованию в ФАС, то можно посоветовать перед написанием жалобы, очень внимательно изучить практику ФАС конкретного региона, куда будет подана жалоба, поскольку подходы к одним и тем же вопросам, в различных регионах, бывает совершенно различными, более того, ссылки на практику ФАС в тексте жалобы всегда бывают очень полезны.

Если доводы основаны не только на положениях закона, но и на документах технического регулирования и прочих специальных подзаконных актах, нужно постараться разъяснить их суть комиссии ФАС максимально понятно и доходчиво, ведь они не являются специалистами в узких специфических вопросах, о которых часто идёт речь на заседаниях комиссии.

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/esli-ne-dayut-chestno-vyigrat-kak-pozhalovatsya-v-fas-na-narusheniya-pri-zakupkah

Жалоба на действия заказчика

Жалоба на инструкцию по 44 фз
ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

РЕШЕНИЕ № 08-01-46

21 февраля 2018 года                                                                                           г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы

по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

«…»       – зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

«…»       – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

«…»       – специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии,

в отсутствие представителей подателя жалобы –  индивидуального предпринимателя «…» (далее – ИП «…») – на заседание комиссии  не явились, уведомлена надлежащим образом,

в присутствии представителя заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт горного дела им. Н.А. Чинакала Сибирского отделения Российской академии наук (далее – ИГД СО РАН) – «…»  (по доверенности),

рассмотрев жалобу ИП «…» на действия  заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту в здании административного корпуса ИГД СО РАН с заменой существующего пассажирского лифта (извещение № 0351100014317000027), начальная (максимальная) цена контракта 3 076 000 руб. 00  коп.

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилась ИП «…» с жалобой на действия  заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту в здании административного корпуса ИГД СО РАН с заменой существующего пассажирского лифта.

Суть жалобы

ИП «…» заключается в следующем.

По мнению подателя жалобы, в нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) заказчиком установлены требования к описанию участниками закупок в составе заявок показателей технологии производства, испытаний товара, химического состава и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а также дана ссылка на соответствие товаров, материалов, используемых при выполнении работ, определенным ГОСТ. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.

Так, в перечне товаров, используемых при выполнении работ, сведения о которых требуется представить в составе заявки, установлены характеристики товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе, в том числе, по краске водоэмульсионной, грунтовке, аналогичные требования установлены и по другим позициям требуемых к поставке товаров.

Установление заказчиком требований

к характеристикам вышеуказанных материалов не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Данная позиция изложена в п.3  письма ФАС России от 01.07.

2016 № ИА/44536/16, при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

С учетом изложенного, податель жалобы считает, что действия заказчика неправомерны, необоснованны и нарушают законные интересы участников закупки, в том числе, ИП «…», а также приводят к ограничению доступа к участию в данном электронном аукционе.

От заказчика на жалобу

ИП «…» поступили следующие возражения.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст.

33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, при этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Довод жалобы заказчик считает необоснованным, так как в описании технических характеристик материалов, используемых при выполнении работ, заказчиком установлены максимальные и минимальные значения показателей. Так в п.

18 информационной карты аукциона указано, что при описании характеристик товара (материала) (показателей для определения соответствия) участник размещения заказа вправе указать диапазоны значений, если это предусмотрено параметрами товара (материала).

ИП «…» в своей жалобе указала, что невозможно на этапе подачи заявки представить сведения о значениях используемых при описании материалов показателей без проведения соответствующих испытаний. Однако заказчик считает, что доводы заявителя основаны на субъективных суждениях.

Скопированные в жалобу отдельные положения документации о закупке, по мнению заказчика, не являются подтверждением доводов заявителя о невозможности заполнения первой части заявки на участие в аукционе.

Заявителем также не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что показатели, требования к которым установлены заказчиком в документации об электронном аукционе, не представляются производителями товаров неограниченному кругу лиц и требуют проведения испытаний товара непосредственно участником закупки на дату подачи заявки на участие в аукционе. Заказчик обратил внимание, что информацию о данных материалах можно найти также в сети Интернет на сайтах поставщиков.

Изучив представленные материалы, доводы сторон, а также сведения, содержащиеся в единой информационной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно п.1 ч.1 ст.33

Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Фас россии в своем письме от 01.07.2016 №иа/44536/16

указала, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Исходя из изложенного, письмо ФАС России от 01.07.2016 №ИА/44536/16  касается вопросов установления требований к составу заявок, а не вопросов установления требований к показателям товаров.

Как указано в вышеупомянутом письме ФАС России, требования описать такие значения могут привести к ограничению количества участников закупки.

Вместе с тем, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что действия заказчика могут не приводить к ограничению конкуренции при установлении требований к товарам в случае, если заказчиком не установлено требование к составу и содержанию первой части заявки о представлении в ней значений конкретных показателей, которые могут быть известны только по результатам определенных испытаний.

При этом, требования, установленные в инструкции по заполнению первой части заявки, не обязывают участников представлять в своих заявках по таким характеристикам конкретные значения.

Так в инструкции установлено, что не допускается при заполнении сведений вместо указания конкретных характеристик (показателей) предлагаемого для использования товара указывать: «не более», «не менее», «не хуже», «или», «соответствует», «в полном соответствии» и тому подобное, при этом, при описании характеристик товара (материала) (показателей для определения соответствия) участник размещения заказа вправе указать диапазоны значений, если это предусмотрено параметрами товара (материала). Таким образом, заказчик не требует указания конкретных значений  по характеристикам, которые могут стать известными только по результатам проведения определенных испытаний по таким позициям как краска водоэмульсионная, грунтовка, и по ряду других позиций.

Комиссия УФАС России

считает, что заказчик, установив данные требования таким образом, не нарушил п.1 ч.1 ст.33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, довод жалобы не нашел своего подтверждения.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.

99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении первых и вторых частей заявок, выявлено следующее нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

В п. 16 информационной карты электронного аукциона заказчик установил запрет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.

2015 №1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории российской федерации организациями, находящимися под юрисдикцией турецкой республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики запрещено».

Источник: https://44fzrf.ru/zhaloba-na-deystviya-zakazchika/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.